Утверждаю
Заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
17 марта 2000 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЕЙ ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
ТИ Р М-015-2000
1. Общие требования безопасности
1.1. К выполнению обязанностей слесаря по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе, прошедшие вводный и на рабочем месте инструктажи по охране труда.
1.2. Допуск к работе слесаря по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин оформляется приказом по предприятию после выдачи на руки удостоверения и настоящей Инструкции.
1.3. Повторная проверка знаний слесаря проводится комиссией:
— периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;
— при переходе с одного предприятия на другое;
— по требованию лица, ответственного по надзору, или инспектора госгортехнадзора.
1.4. Слесарь, допущенный к самостоятельной работе по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин, должен знать:
— назначение, устройство и принцип действия всех механизмов обслуживаемой техники и инструкции по техническому обслуживанию и ремонту;
— основные причины неполадок и аварий в механизмах, уметь находить и устранять их;
— технологический процесс ремонта, сборки и монтажа механического оборудования;
— методы и приемы выполнения слесарно — монтажных работ;
— назначение, устройство, конструкцию, правила подбора и применения рабочих, измерительных и слесарно — монтажных инструментов, обращение с ними и правила хранения;
— ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки механического оборудования;
— способы оказания пострадавшим первой медицинской помощи, место нахождения медицинской аптечки;
— сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими.
1.5. При использовании для ремонтных целей грузоподъемных машин, управляемых с пола, слесарь — ремонтник должен пройти специальный инструктаж с последующей проверкой навыков по управлению машиной и обвязке (зацепке) грузов в установленном порядке.
1.6. Обо всех авариях и несчастных случаях необходимо сообщить ответственному за проведение работ.
1.7. При получении новой (незнакомой) работы слесарь должен требовать от мастера дополнительного инструктажа.
1.8. Во время работы необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.
1.9. Во время работы следует выполнять режим труда и отдыха. Отдыхать и курить разрешается в специально отведенных местах.
1.10. При проведении работ на слесаря могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: производственный микроклимат, шум и вибрация от работающих механизмов, пары горюче — смазочных материалов.
1.11. Слесари должны быть обеспечены спецодеждой: костюмом хлопчатобумажным, рукавицами брезентовыми. На наружных работах зимой дополнительно: курткой хлопчатобумажной на утепленной прокладке.
1.12. Не разрешается включать или останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки, механизмы и электроприборы, работы на которых не поручены администрацией.
1.13. Не допускается прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным электропроводам, клеммам и другим токоведущим частям, открывать дверцы электрораспределительных шкафов и снимать ограждения и защитные кожухи с токоведущих частей оборудования.
1.14. Если электрооборудование неисправно, следует вызвать электромонтера. Самому устранять неисправности не разрешается.
1.15. В случае поражения человека электрическим током необходимо быстро отключить ту часть оборудования, к которой прикасается пострадавший. Если при этом пострадавший может упасть с высоты, следует предупредить или обезопасить его падение. В случае невозможности быстро отключить оборудование, необходимо отделить пострадавшего от токоведущих частей.
1.16. При напряжении до 1000 В для отделения пострадавшего от токоведущих частей следует воспользоваться сухой тряпкой, доской, веревкой, одеждой или другим сухим, не проводящим тока материалом. Пользоваться металлическими, мокрыми предметами не разрешается. При необходимости следует перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) топором с сухой деревянной рукояткой или инструментом с изолированными рукоятками.
1.17. Лица, не выполняющие требований настоящей Инструкции, привлекаются к административной или уголовной ответственности.
2. Требования безопасности перед началом работ
2.1. Перед началом работы необходимо привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развивающихся концов, убрать волосы под плотно облегающий головной убор. Не разрешается работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках).
2.2. Внимательно осмотреть место работы, привести его в порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы.
2.3. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений. При работе применять только исправный инструмент:
— гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоин; губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны, раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях; класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки ключей с помощью труб и болтов или других предметов не разрешается;
— слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, без трещин поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятке путем расклинивания заершенными клиньями, не должны иметь наклепа;
— рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность и быть сделаны из древесины твердых пород (кизила, бука, молодого дуба и т.п.);
— ударные инструменты (зубила, крейцмейсеры, бородки, просечки, кернеры и др.) не должны иметь трещин, заусенцев, наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм.
2.4. Переносить инструмент к рабочему месту разрешается только в специальной сумке или ящике.
2.5. Проверить освещение рабочего места, чтобы оно было достаточным и не слепило глаза. Пользоваться при работе местным освещением напряжением не выше 36 В.
2.6. При пользовании электрической лампой следует проверить наличие на лампе защитной сетки, исправность шнура и изоляционной резиновой трубки. Напряжение переносной лампы допускается не выше 12 В.
2.7. При необходимости работать с помощью грузоподъемных машин, управляемых с пола, проверить исправность основных деталей и узлов механизма подъема груза, а именно:
— состояние крюка, отсутствие износа в его зеве свыше 10% первоначального сечения, отсутствие трещин, разогнутости, заедания в крюковой обойме и наличие шплинтовки или стопорения гайки крепления крюка в обойме;
— состояние грузового каната (количество оборванных проволок на одном шаге свивки каната не должно превышать установленных норм);
— работу тормоза механизма подъема груза (проверяется грузом, по массе равным или близким номинальной грузоподъемности данной машины при подъеме его на высоту 200 — 300 мм; при остановке на указанной высоте тормоз должен надежно удерживать груз, при сползании или проседании груза тормоз подлежит регулировке или замене);
— работу ограничителя высоты подъема крюка (при подъеме крюка вверх он должен остановиться после нажатия на концевой выключатель);
— работу кнопочного управления (все движения должны соответствовать надписям над кнопками), отсутствие заедания кнопок в гнездах и состояние видимого защитного заземления (тросика).
Примечание. Для работы с помощью ручной тали необходимо получить разрешение лица, ответственного за исправное состояние грузоподъемных машин.
2.8. Чистку, ремонт, осмотр находящегося в эксплуатации крана и его частей следует проводить только после его остановки и отключения от электропитания.
2.9. Работа около движущихся частей станков и механизмов разрешается после ограждения опасных мест.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Следует выполнять только ту работу, которая поручена администрацией.
3.2. Обтирочный материал, используемый в процессе работы, следует собирать в специально установленные металлические ящики с крышками.
3.3. Не разрешается хранить на рабочем месте легковоспламеняющиеся материалы и обтирочный промасленный материал.
3.4. При запрессовке или распрессовке деталей с помощью кувалды и выколотки, последнюю следует держать клещами или специальным захватом. Выколотка должна быть сделана из мягкого материала.
3.5. При рубке металла зубилом необходимо пользоваться защитными очками с небьющимися стеклами или сеткой. Для защиты окружающих следует устанавливать предохранительные щитки.
3.6. При работе штабером второй конец его следует закрывать специальным футляром или ручкой.
3.7. При работе с паяльной лампой не разрешается:
— применять горючую жидкость, не предназначенную для данной лампы;
— заливать горючее в горящую лампу;
— заливать горючее вблизи открытого огня;
— закачивать в лампу воздух больше допустимого давления;
— заливать горючее более чем на 3/4 емкости лампы.
При обнаружении неисправности (течи горючего, пропуска газа через резьбу горелки и т.п.) немедленно прекратить работу и заменить паяльную лампу.
3.8. При работе электроинструментом необходимо соблюдать следующие требования:
— работать в резиновых перчатках и диэлектрических галошах или на диэлектрическом коврике;
— не подключать электроинструмент к распределительным устройствам, если отсутствует надежное штепсельное соединение;
— предохранять провод, питающий электроинструмент от механических повреждений;
— не переносить электроинструмент за провод, пользоваться для этого ручкой;
— не производить замену режущего инструмента до полной его остановки;
— при перерывах в работе или прекращении подачи электроэнергии выключить инструмент;
— не работать с переносным электроинструментом на высоте более 2,5 м на приставных лестницах.
3.9. При проведении периодических осмотров грузоподъемных машин следует производить тщательную проверку состояния всех механизмов, грузовых канатов, крюковой подвески, металлоконструкций. Результаты осмотра и выявленные при осмотре дефекты следует занести в журнал периодических осмотров грузоподъемных машин.
3.10. При осмотре механизмов крана следует:
— проверить штопорное крепление муфт, соединяющих валы электродвигателей, редукторов и др.; при обнаружении люфта устранить его; при износе шпонок заменить их;
— при обнаружении ослабления болтового соединения половин соединительной муфты подтянуть ослабевшие гайки; при износе кожаных или резиновых колец у пальцев эластичных муфт поставить новые кольца;
— не допускать продольного перемещения червяка в упорном подшипнике, вызывающего удары при пуске и остановке электродвигателя;
— не допускать провертывания внешних колец шариковых подшипников в корпус подшипников и следить за тем, чтобы внутренние пальцы плотно сидели на шейке вала;
— при обнаружении излома зуба любой шестерни механизма подъема, трещины во вращающихся деталях механизмов кранов (зубчатых колесах, блоках, тормозном шкиве, муфте и др.) прекратить работу крана до смены дефектной детали и сообщить об этом мастеру;
— пробуя электротормоз, убедиться, остается ли хотя бы незначительный запас хода тяги электромагнита, а также прочно ли закреплены контргрузы на рычагах тормоза (в случае необходимости следует их укреплять цепочкой); при ослаблении тормозных тяг периодически, в зависимости от износа обкладок, подтягивать тяги;
— при обнаружении даже небольших трещин или надрывов в тормозной ленте прекратить работу крана, сообщив об этом мастеру;
— при значительном износе обкладки у колодок тормозов сменить изношенные обкладчики;
— периодически, не реже одного раза в квартал, проверять крепление уравнительного неподвижного блока, а также состояние его оси;
— следить, чтобы все доступные вращающиеся части механизмов грузоподъемной машины, такие как зубчатые передачи, валы, храповики, звездочки, шпонки и пр., были закрыты ограждениями соответствующей конструкции;
— следить за своевременной смазкой всех механизмов крана и отсутствием течи смазки из подшипников и редукторов;
— регулярно производить осмотр фермы крана и рамы тележки.
3.11. К ремонту крана разрешается приступать только с разрешения ответственного лица.
3.12. Ремонт крана следует производить только на ремонтных площадках. Перед началом работ кран должен быть обесточен путем выключения рубильника главных троллейных проводов и поставки закороток. Кроме того, — выключить рубильник в кабине крана. На рубильниках следует повесить запрещающие плакаты «Не включать — работают люди».
3.13. Пробные включения крана во время ремонта и по окончании его допускается производить только с разрешения и в присутствии лица, ответственного за ремонт.
3.14. По окончании ремонта или технического обслуживания необходимо сделать соответствующую запись в журнале периодических осмотров крана.
3.15. Перед установкой на станок шлифовального круга необходимо убедиться в наличии на нем заводского клейма, на котором должно быть указано предельно допустимое число оборотов. Превышать предельно допустимое число оборотов не разрешается. Не допускается работать на шлифовальных кругах, имеющих трещины или другие дефекты.
3.16. При установке и креплении шлифовального круга на шпинделе следует соблюдать следующие меры предосторожности:
— не допускать ударов по кругу;
— применять зажимные диски (фланцы) одинакового размера;
— устанавливать между зажимными дисками и камнем специальные прокладки толщиной не менее 1 мм;
— следить, чтобы диаметр отверстия в камне был больше диаметра шпинделя на 0,51 мм.
3.17. После установки шлифовального круга необходимо:
— проверить работу шлифовального круга на холостом ходу в течение 2 — 3 мин. и убедиться в отсутствии биения камня и правильности балансировки шлифовального круга;
— укрепить защитные кожухи;
— проверить, чтобы круг начинал вращение плавно, без рывков.
3.18. Зазор между шлифовальным кругом и подручником должен быть не более 3 мм.
3.19. При работе на заточных станках не разрешается:
— зачищать круг, касаться его руками;
— открывать защитные кожуха вала, шпинделя, шкива, камня;
— надевать, снимать и переводить ремень;
— работать без защитного экрана или очков;
— работать торцевыми поверхностями круга, если он не предназначен для этого вида работ.
3.20. При работе необходимо следить, чтобы круг срабатывался равномерно. При образовании выбоин и уступов круг следует заменить.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При обнаружении неисправной работы электрофицированного, пневматического или другого инструмента необходимо отключить его от питающей сети и доложить об этом бригадиру или механику.
4.2. При несчастных случаях оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости, отправить пострадавшего в лечебное учреждение.
При получении травмы немедленно прекратить работу, поставить в известность администрацию и обратиться за медицинской помощью.
4.3. При захвате вращающимися частями машин, стропами, траверсами, крючками и т.д. частей тела или одежды необходимо немедленно подать сигнал о прекращении работы. Не следует пытаться самостоятельно освободиться от захвата, если есть возможность привлечь окружающих.
4.4. При возникновении пожара необходимо:
— прекратить работу;
— отключить электрооборудование;
— сообщить руководству и вызвать пожарную охрану;
— приступить к тушению пожара имеющимися средства пожаротушения.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Привести в порядок рабочее место, сложить инструменты и приспособления в инструментальный ящик.
5.2. Сообщить сменщику, бригадиру или мастеру о выполненной работе, имеющихся неполадках в работе, о принятых мерах и их устранении и сделать соответствующую запись в журнале сменных слесарей.
5.3. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.
5.4. Спецодежду повесить в специально предназначенный для этой цели шкафчик.
Подборка наиболее важных документов по запросу Работник по эксплуатации, ремонту и обслуживанию подъемных сооружений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
«Документация по промышленной безопасности»
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности закрепляются требования о необходимости наличия производственной и должностной инструкции. Так, например, согласно п. 28 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утв. Приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 N 558, для лиц, занятых эксплуатацией объектов, использующих СУГ, должны быть разработаны производственные и должностные инструкции. Должностные инструкции, определяющие обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов, утверждает руководитель организации. Производственные инструкции, соблюдение требований которых обеспечивает безопасное проведение работ, с учетом профиля производственного объекта, конкретных требований к эксплуатации газового оборудования (технических устройств), технологическую последовательность выполнения работ, методы и объемы проверки качества их выполнения, утверждает технический руководитель (главный инженер). В соответствии с п. 31 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533, перед выполнением работ все работники, выполняющие работы по монтажу (демонтажу) и наладке, должны быть ознакомлены с рабочими процедурами (характеристикой работ), должностными и производственными инструкциями. Эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта. В этих целях должен быть: установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание ПС, рельсовых путей, грузозахватных органов, приспособлений и тары в работоспособном состоянии; обеспечен установленный порядок аттестации (специалисты) и допуска к самостоятельной работе (персонал) с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указывается тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены; разработаны должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала, журналы, программы выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки, складирования; обеспечено наличие у специалистов настоящих ФНП, должностных инструкций и руководящих указаний по безопасной эксплуатации ПС, а у персонала — производственных инструкций; созданы условия неукоснительного выполнения специалистами требований настоящих ФНП, должностных инструкций, а персоналом — производственных инструкций. Периодическая проверка знаний должностных инструкций и настоящих ФНП у специалистов, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалистов, ответственных за содержание ПС в работоспособном состоянии, и специалистов, ответственных за безопасное производство работ, должна осуществляться в соответствии с распорядительным актом эксплуатирующей организации и проводиться ее комиссией. Согласно п. 208 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. Приказом Ростехнадзора от 25.03.2016 N 116, при проведении проверки организации надзора за эксплуатацией оборудования под давлением должно контролироваться: а) наличие обученного и допущенного в соответствии с положением о проверке знаний к работе обслуживающего персонала и аттестованных в соответствии с положением об аттестации специалистов, удовлетворяющих требованиям документации изготовителя и настоящих ФНП; б) наличие и соответствие установленным требованиям должностных инструкций для ответственных лиц и специалистов, осуществляющих эксплуатацию оборудования; в) наличие производственных инструкций для обслуживающего персонала и эксплуатационной документации и соответствие их требованиям настоящих ФНП. Количество лиц, ответственных за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, и (или) численность службы производственного контроля и ее структура должны быть определены эксплуатирующей организацией с учетом вида оборудования, его количества, условий эксплуатации и требований эксплуатационной документации, исходя из расчета времени, необходимого для своевременного и качественного выполнения обязанностей, возложенных на ответственных лиц должностными инструкциями и распорядительными документами эксплуатирующей организации. Эксплуатирующая организация должна создать условия для выполнения ответственными специалистами возложенных на них обязанностей (п. 222 ФНП N 116).
Инструкция для ответственных за обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов
1. Общие положения
1.1. К ремонту грузоподъемных кранов, допускаются лица не моложе 18 лет прошедшие обучение в специализированных учебных заведениях (ПТУ, учебных комбинатах, курсах), в том числе создаваемых на предприятиях, располагающих материально-технической базой для теоретического и практического обучения, и имеющие удостоверение на право ремонта грузоподъемных кранов, а также прошедшие медицинское освидетельствование для работы на высоте, назначенные распоряжением по цеху, в ведении которого находятся ремонт и межремонтное обслуживание грузоподъемных механизмов.
1.2. Персонал, назначенный для обслуживания и ремонта кранов, обязан:
— знать настоящую инструкцию, а также инструкцию по монтажу и эксплуатации крана;
— знать устройство крана, устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности;
— знать ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана, нормы и периодичность смазки;
— знать порядок обмена сигналами с крановщиками, установленный на предприятии;
— знать порядок производства работ кранами вблизи линий электропередач установленный приказом по предприятию;
— знать лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов и за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;
— знать какие стали можно применять для замены или ремонта металлоконструкций крана, их узлов и деталей;
— знать основные виды и причины износа деталей и узлов механизмов крана и их влияние на работу крана , а также допустимый износ деталей и узлов в соответсвии с требоавниями завода изготовителя или правил по кранам;
— знать порядок вывода крана в ремонт;
— знать требования, предъявляемые к подкрановым путям и их содержанию;
— знать “Правила устройства и безопасносй эксплуатации грузоподъемных кранов” в части, касающейся общих технических требований, предъявлемым к кранам; газо- и електросварке, применяемой при монтаже и ремонте кранов, в том числе при приварке перил, лестниц, ограждений, ребер жесткости и других элементов; устройства грузозахватных органов, съемных грузозахватных приспособлений, канатов, цепей, барабанов, блоков, звездочок, тормозов, опорных деталей, упоров, буферов, противовесов, балласта, приборов безопасности, механизмов, ограждения галлерей, площадок, лестниц и подкрановых путей; порядка установки кранов и их регистрацыю в Госнадзорохрантруда, получения разрешения на пуск в работу, проведения технического освидетельствовования, надзора, норм браковки канатов, цепей, крюков:
— знать систему планово-предупредительных ремонтов кранов:
— знать производственные инструкции для крановщика и стропальщика и руководствоваться ими:
— знать приемы освобождения от воздействия электрического тока лиц, попавших под напряжение и способы оказания первой помощи при поражении эликтрическим током и других случаях травмирования;
1.3. Слесарь, назначенный для обслуживания и ремонта кранов, обязан уметь:
— находить и устранять повреждения в миханической части крана;
— заменять износившиеся детали механизмов крана;
— производить равизию и рамонт болтовых и шпоночных соединений, соеденительных муфт, подшипников, зубчатых передач редукторов. Тормозов и подкрановых путей;
— производить регулировку тормозов;
— в составе бригады производить текущий, малый и капитальный ремонты кранов и подкрановых путей;
— подбирать для выполнения слесарно-ремонтных работ материалы, заготовки, запчасти, рабочий и мерительный инструменты, приспособления и опредилять их пригодность;
— определять качество выполненных работ и устранять возможные в работе дефекты;
— составлять дефектные ведомости на ремонт кранов:
1.4. Последующая проверка знаний слесарей и бригадиров, обслуживающихся краны, должна производится квалификационной комиссией:
— переодически не реже одного раза в 12 месяцов;
— при переходе с одного предприятия на другое;
— повторно, по требованию инженера по надзору за безопасной эксплуатацией кранов или инспектора Госнадзорохрантруда во всех случиях при нарушении настоящей инструкции.
1.5. Работы, выполняемые по ремонту кранов и подкрановых путей, должны производится под руководством и наблюдением ответственного лица за безопасное производство ремонтных работ.
1.6. Слесарь обязан вести тщательное наблюдение за порученными ему кранами, съемными грузозахватными приспособлениями и подкрановыми путями, путем их осмотра и проверки действия, поддерживать это оборудование в исправном состоянии.
1.7. На бригадира возлагается ответственность за своевременное и качественное проведение профилактических осмотров и ремонтов кранов, съемных грузозахватных приспособлений и подкрановых путей.
Примечение. Требования, предъявляемые к бригадиру, распространяются (в случае отсутствия ремонтных бригад) на слесарей, назначенных для обслуживания и ремонта кранов.
1.8. За каждым из бригадиров приказом по цеху должны быть закреплены определенные краны.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Перед началом работы слесарь-ремонтник обязан:
— получить инструктаж у ответственного за проведение ремонтных работ;
— ознакомится с нарядом-допуском, и расписаться в нем.
2.2. Место внизу под ремонтируемым краном или кран балкой оградить и выставить необходимые предупреждающие знаки.
2.3. Бригадир (слесарь по ремонту) обязан:
— следить за тем, чтобы имелось в наличии достаточное количество запасных частей на случай ремонта вверенных ему кранов, а также достаточное количество смазочных и обтирочных материалов;
— наблюдать за работой крановщиков и стропальщиков на порученных ему кранах и сообщить механику цеха обо всех замеченных нарушениях, а также о небрежном отношении к оборудованию крана, съемным грузозахватным приспособлениям:
— обо всех несчастных случаях с людьми и авариях, происшедших на кранах, немедленно сообщить механику цеха.
2.4. При обнаружении неисправностей, могущих вызвать аварию или несчастный случай, бригадир (слесарь) обязан принять меры к немедленной остановке крана и сообщить механику (мастеру службы механика) цеха.
В частности, кран не должен допускаться при:
— наличии трещин в ответственных местах металоконструкцый;
— недопустимом износе крюков, канатов, цепей;
— неисправности механизмов подъема груза или изменении вылета стрелы;
— неисправности тормоза механизма подъема груза;
— неисправности ограничителей высоты подъема, сигнального прибора и других неисправностей.
3. Требования безопасности во время работы
Во время работы слесарь обязан:
3.1. Осмотры кранов, их ремонты, рихтовка и ремонт подкрановых путей обязан проводится в сроки, установленные графиком ППР, составленным механиком цеха, с обязательной записью в журнале периодических осмотров, о результате осмотра и принятых мерах по устранению выявленных неисправностей.
3.2. Осмотр.
3.2.1. Осмотр имеет целью установить, что кран отвечает требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и находится в исправном состоянии, обеспечивающим его безопасную работу.
3.2.2. При осмотре слесарь обязан проверить все механизмы крана, как путем осмотра, так и путем проверки совместно с крановщиком их в работе, состояние подкрановых путей, металлоконструкций, произвести тщательный осмотр грузовых канатов, крюковой подвески или грейфера, чал очных приспособлений.
3.2.3. При проверки механизмов крана необходимо:
1) проверить крепление и исправность всех движущихся деталей, при обнаружении ослабления шпоночных соединений муфт, барабанов, зубастых колес и пр., ослабление немедленно устранить или заменить изношенные шпонки новыми. Болтовые, шпоночные и клиновые соединения должны быть предохранены от произвольного развенчивания или разъединения;
2) при обнаружении ослабления болтового соединения обеих половин соединительных муфт подтянуть ослабшие гайки, а при износе кожаных или резиновых колец у пальцев муфт, немедленно поставить новые кольца.
1. Общие требования охраны труда и безопасности
1.1. Для выполнения обязанностей слесаря-ремонтника занятого ремонтом и техническим обслуживанием подъемных сооружений (далее ПС) допускаются лица имеющие соответствующую квалификацию слесаря-ремонтника, не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие противопоказаний, дополнительно обученные по соответствующей программе и сдавшие экзамены в аттестационной комиссии организации (с получением удостоверения на право самостоятельной работы).
Иметь вторую квалификационную группу по электробезопасности. Повторная проверка знаний по электробезопасности не реже одного раза в 12 месяцев.
1.2. Допуск к самостоятельной работе слесарей по ремонту и техническому обслуживанию грузоподъемных машин оформляется приказом по организации после проведения первичного инструктажа по охране труда и безопасности на рабочем месте с обучением безопасным методам и приемам ведения работ и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве, прошедших стажировку в установленном порядке, выдачи на руки настоящей инструкции (под роспись). Повторный инструктаж проводится не реже один раз в 3 месяца.
1.3. Повторная проверка знаний слесарей проводится аттестационной комиссией в объеме настоящей инструкции:
1.3.1. Периодически не реже одного раза в 12 месяцев;
1.3.2. При переходе на другое место работы;
1.3.3. По требованию специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС или инспектора Ростехнадзора.
Результаты повторной проверки знаний оформляются протоколом с отметкой в удостоверении.
1.4. При использовании для ремонта грузоподъемных машин, управляемых с пола, слесарь-ремонтник должен соблюдать требования инструкции «По охране труда, безопасности и производственная инструкция работников, эксплуатирующих подъемные сооружения, управляемые с пола».
1.5. Слесарь – ремонтник, занятый ремонтом и обслуживанием ПС должен знать:
1.5.1. Назначение, устройство и принцип действия всех механизмов обслуживаемой машины и руководство по техническому обслуживанию и ремонту на техническое устройство.
1.5.2. Основные причины неполадок и аварий в механизмах грузоподъемной машины, уметь находить и устранять их;
1.5.3. Технологический процесс ремонта, сборки и монтажа механического оборудования грузоподъемной машины, назначение и применение технологической документации;
1.5.4. Методы и приемы выполнения слесарно-монтажных работ;
1.5.5. Назначение, устройство, правила подбора и применения рабочих, измерительных и слесарно-монтажных инструментов, обращение с ними и правила хранения;
1.5.6. Ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки механического оборудования грузоподъемных машин.
1.5.7.Инструкцию для слесаря – ремонтника и настоящую инструкцию.
1.5.8. Установленный на предприятии порядок обмена сигналами при перемещении грузов с применением ПС (приложение 1);
1.5.9. Порядок осмотра и нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений, канатов и тары.
1.5.10. Предельные нормы браковки элементов грузоподъемных машин (приложение 2);
1.5.11. Требования, предъявляемые к рельсовым путям, их содержанию и заземлению, предельные нормы браковки основных элементов рельсовых путей (приложение 3);
1.5.12. Меры предупреждения воздействия опасных и вредных производственных факторов;
1.5.13. Способы оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшему при несчастном случае, отравлении или внезапном заболевании.
1.5.14. Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения.
1.6. При получении новой (незнакомой) работы требуйте от мастера дополнительного инструктажа по охране труда и безопасности.
1.7. На территории организации необходимо выполнять требования инструкции….
1.8. Слесари-ремонтники обязаны соблюдать «Правила внутреннего трудового распорядка для работников «.
1.9. Соблюдать установленный в организации режим труда и отдыха, продолжительность рабочего времени не должен превышать 40 часов в неделю.
Суммарное время на отдых, личные надобности в течение смены — 35 минут.
Сверхурочные работы допускаются в случаях предусмотренных ТК РФ.
1.10. Основными опасными и вредными производственными факторами в зависимости от места нахождения слесаря являются:
— движущиеся машины и механизмы могут привести к травме;
— подвижные части производственного оборудования могут привести к травме;
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях оборудования, инструментов и приспособлений могут привести к травме;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны может привести к отравлению и заболеванию;
— повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов и рабочей зоны могут привести к заболеванию;
— повышенный уровень шума на рабочем месте может привести к снижению слуха;
— повышенная или пониженная влажность воздуха и его подвижность
могут привести к заболеванию;
— опасный уровень напряжения в электрической цепи замыкание которой может произойти через тело человека — может привести к электротравме;
— недостаточная освещенность рабочей зоны может привести к заболеванию органов зрения;
— расположение рабочего места на значительной высоте может привести к травме (падение );
— токсическое воздействие минеральных масел, керосина, растворителей и т.п. может привести к отравлению.
1.11. Нормы выдачи спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Наименование |
Срок /мес./ |
Кол-во |
Костюм хлопчатобумажный ГОСТ 27575 |
12 |
1 |
Рукавицы комбинированные ГОСТ 12.4.010 |
1 |
12 пар |
Ботинки кожаные Р 12.4.187 |
12 |
1 пара |
Очки защитные 12.40.13 |
до износа |
|
На наружных работах зимой дополнительно: |
||
Куртка на утепленной прокладке ГОСТ 29335 |
30 |
1 |
Каска защитная ГОСТ EN 397-012 |
дежур. |
1 |
Подшлемник под каску |
дежур. |
1 |
1.12. Слесарь-ремонтник должен получить противопожарный инструктаж, знать свойства и правила обращения с горючими, легковоспламеняющимися и другими опасными веществами, знать правила поведения при пожаре и при обнаружении признаков горения, уметь пользоваться при необходимости средствами пожаротушения на рабочем месте.
1.13. Слесарь-ремонтник, занятый ремонтом и техническим обслуживанием грузоподъемных машин должен:
1.13.1. Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья или другого работника, в том числе о проявлении признаков острого отравления, профессионального заболевания.
1.13.2.Уведомить руководителя о неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента до начала работы или во время рабочего дня после обнаружения неисправности.
1.4. Слесарь-ремонтник должен знать и соблюдать правила личной гигиены, перед едой мыть руки с мылом, не принимать пищу на рабочем месте, а использовать для этой цели специальное помещение. На работе ходить в чистой и исправной спецодежде.
1.5. Ответственность.
Слесари-ремонтники занятые, ремонтом и техническим обслуживанием грузоподъемных машин, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ за допущенные ими нарушения требований настоящей инструкции.
2. Требования охраны труда и безопасности перед началом работы
2.1. Наденьте полагающуюся по нормам , находящуюся в исправном состоянии спецодежду, специальную обувь. Подберите необходимые средства индивидуальной защиты (очки, рукавицы и др.).
2.2. Внимательно осмотрите место работы, приведите его в порядок, уберите все мешающие работе посторонние предметы. Инструмент и детали располагайте так, чтобы избежать лишних движений и обеспечить безопасность работы.
Содержите в чистоте и порядке свое рабочее место.
2.3. Проверьте наличие и исправность инструмента согласно п. 3.1. настоящей инструкции.
При работе применяйте только исправные инструменты и приспособления.
2.4. Переносите инструмент к рабочему месту на ПС только в специальной сумке или ящике. Переносить инструмент в карманах спецодежды или в руках при входе по лестнице на ПС запрещается. При спуске и подъеме по лестнице ПС или ремонтной площадки держитесь за поручни обеими руками, перехватываясь поочередно каждой рукой. Одновременно отрывать от поручней обе руки запрещается.
2.5. Проверьте освещение рабочего места, чтобы оно было достаточным и не слепило глаза.
2.6. Если рядом производятся электросварочные работы, потребуйте от администрации установления щита (ширмы) для защиты глаз и лица от воздействия ультрафиолетовых лучей или наденьте специальные защитные очки.
2.7. Перед чисткой, ремонтом, осмотром находящейся в эксплуатации грузоподъемной машины и ее частей (механической части) требуйте ее остановки и отключения от электросети, которое должно производиться электромонтером .
2.8. При работе около движущихся частей станков и механизмов требуйте ограждения опасных мест.
2.9. Вывод ПС в ремонт и техническое обслуживание производится специалистом, за содержание ПС в работоспособном состоянии, в соответствии с графиком ППР.
2.10. На производство планового ремонта мостовых и консольных передвижных ПС, а также при необходимости выхода на рельсовые пути выдаются наряды-допуски.
3. Требования охраны труда и безопасности во время работы
3.1. При выполнении работ предусмотренных квалификацией слесаря-ремонтника соблюдайте требования изложенные в инструкции «По охране труда для слесарей-ремонтников производственного оборудования»
3.2. Расплавление свинца, баббита и других металлов производите непосредственно под вытяжной вентиляцией в защитных очках.
3.3. При необходимости ремонта электрической части грузоподъемной машины сообщите специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состояние.
3.4. Промывайте детали керосином и обдувайте их сжатым воздухом в специально отведенных местах под местной вытяжной вентиляцией с соблюдением правил пожарной безопасности.
3.5. При проведении периодических осмотров грузоподъемных машин производите тщательную проверку состояния и работы всех механизмов, грузовых канатов, крюковой подвески, металлоконструкций, состояние рельсовых путей. О результатах осмотра внесите запись в «Журнал учета технических обслуживаний грузоподъемных машин, установленных в цехе» или вахтенный журнал технического устройства.
3.6. При обнаружении дефектов, которые не можете устранить, самостоятельно сообщите специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состояние.
3.7.Замену масел производите в сроки, указанные в инструкции, выпуск загрязненного масла из редукторов, промывку и наполнение их чистым маслом по установленным нормам, а также смазку канатов.
3.8. При проверке механизмов ПС слесарь-ремонтник обязан:
3.8.1. Проверить шпоночное крепление муфт, соединяющих валы электродвигателей, редукторов и др. При обнаружении люфта, устранить его. При износе шпонок заменить их новыми.
3.8.2. При обнаружении ослабления болтового соединения половин соединительной муфты подтянуть ослабевшие гайки. При износе кожаных или резиновых колец у пальцев эластичных муфт поставить новые кольца.
3.8.3. При ослаблении в редукторе крепления бронзового венца червячного колеса на ободе или шпоночного крепления его на валу устранить этот опасный дефект.
3.8.4. Не допускать продольного перемещения- червяка в упорном подшипнике, вызывающего удары при пуске и остановке электродвигателя.
3.8.5. Не допускать провертывания внешних колец шариковых подшипников в корпусе подшипников и следить за тем, чтобы внутренние кольца плотно сидели на шейке вала.
3.8.6. При обнаружении излома зуба любой шестерни механизмов или трещины во вращающихся деталях механизмов ПС (зубчатые колеса, блоки, тормозной шкив, муфта и др.) прекратить работу ПС до смены дефектной детали, сообщив об этом специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состояние.
3.8.7. Проверку и регулировку тормозов грузоподъемных машин производите в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
3.8.7.1. При обнаружении даже небольших трещин или надрывов
в тормозной ленте прекратить работу ПС, сообщив об этом специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состояние.
3.8.7.2. При износе накладок у колодок тормозов, на величину большую указанной в инструкции по эксплуатации — сменить изношенные накладки.
3.8.8. Следить, чтобы все доступные вращающиеся части механизмов грузоподъемной машины, как зубчатые передачи, валы, храповики, звездочки, шпонки и прочее были закрыты ограждениями соответствующей конструкции.
3.8.9. Проверить состояние крепления рельсов, наличие и крепление предохранительных щитков у колес ПС и тележки, их опорных деталей, а также упоров по концам пути.
3.8.10. Следить за исправным состоянием ограждений, перил, обшивки ограждений по низу галереи моста ПС, а также за состоянием лестниц, ведущих на посадочные площадки ПС и ремонтных площадок.
3.8.11. Периодически проверять состояние настила на галерее ПС, а также проверять, нет ли опасности случайного прикосновения к троллеям при выходе из кабины на настил ПС.
3.8.12. Проверять, нет ли буксования ходовых колес моста, вызывающего перекос фермы, при обнаружении этой неисправности немедленно устранить ее, а в случае невозможности устранения прекратить работу ПС, сообщив об этом специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состояние.
3.8.13. Следить за своевременной смазкой всех механизмов ПС и отсутствием течи смазки из подшипников и редукторов.
3.8.14. Регулярно производить осмотр металлоконструкции на наличие трещин в сварных соединениях и деформаций.
3.9. К плановому ремонту и техническому обслуживанию грузоподъемной машины приступайте только с разрешения специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состояние.
3.10. Ремонт ПС производить только на ремонтных площадках. Перед началом ремонтных работ ПС должен быть обесточен путем выключения рубильника главных троллейных проводов.
Кроме того, выключите рубильник в кабине ПС. Подблокированные входные двери на мост не закрывайте. Обязательно вывесьте на обоих рубильниках запрещающие плакаты «Не включать — работают люди».
3.11. При работе на рельсовых путях или вблизи их предупредите об этом крановщика и потребуйте установки упоров, которые делают невозможным подхода ПС к рабочим местам.
3.12. Хождение по рельсовым путям категорически запрещается. Выход на надземные рельсовые пути разрешается только по наряду-допуску.
3.13. Пробные включения ПС по окончании ремонта могут производиться только по указанию и в присутствии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состояние, после проверки им и крановщиком возможности пуска ПС и отсутствия посторонних предметов и инструмента на ПС.
3.14. К ремонту, по вызову крановщика, приступайте только после получения ключа-марки ремонтируемого ПС.
О произведенном ремонте внесите соответствующую запись в вахтенный журнал грузоподъемной машины (технического устройства).
3.15. При пробном пуске ПС, находясь на мосту, остерегайтесь захвата одежды вращающимися частями механизма, а также ударов о фермы перекрытий, особенно при наличии на одних рельсовых путях нескольких мостовых ПС.
Не находитесь около троллейных проводов, не ездите без надобности на мосту ПС.
4. Требования охраны труда и безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При обнаружении возможной опасности предупредите других работников и немедленно сообщите администрации цеха.
4.2. При возникновении стихийных природных явлений (сильный ветер, гроза, туман, ураган, землетрясение и т.п.) прекратите работу и предупредите других работающих об опасности.
4.3. При возникновении на грузоподъемной машине пожара отключите источник электропитания, вызовите пожарную охрану по тел 2-01 или 112 (сотовый) и приступайте к тушению пожара пользуясь имеющимися средствами пожаротушения.
4.4. При аварии или несчастном случае немедленно поставьте в известность мастера, окажите первую медицинскую помощь пострадавшему, вызовите скорую помощь 112 (сотовый) и сообщите лично или по тел. 1-93 в здравпункт. Обеспечьте сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки.
.
5. Требования охраны труда и безопасности по окончании работы
5.1. Приведите в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протрите и сложите на отведенное для них место.
5.2. Уберите отходы производства с рабочего места в установленные места, согласно их маркировки.
5.2. Сдайте смену, сообщите своему сменщику и мастеру обо всех недостатках, обнаруженных на ПС .
5.3. Приведите в порядок спецодежду, приберите ее в отведенное для хранения место, вымойте руки и лицо теплой водой с мылом или примите душ.