Монтаж подогревателя осуществляется обычно в моторном отсеке в области между колёсной нишей и передним бампером.Монтаж производится как можно ниже, чтобы обеспечить самостоятельное удаление воздуха из подогревателя и циркуляционного насоса.
Подогреватель нельзя устанавливать:
– в зоне прямого теплового воздействия системы выпуска отработанных газов
– ниже уровня преодолеваемого брода автомобиля
– выше компенсационного бачка охлаждающей жидкости.
Соблюдение монтажных положений обязательно!
Подогреватель крепится к кронштейну минимум 3 винтами M5 с моментом затяжки 8 Нм. Стандартный кронштейн крепится минимум 4 винтами M6 к кузову автомобиля или к промежуточному кронштейну. Запрещается крепить кронштейн к кузову само нарезающими винтами. При необходимости разрешается технически грамотно доработать кронштейн.
10 — Жидкостной подогреватель 26 — Кронштейн подогревателя 27 — Кузов
Пример установки подогревателя на автомобиль: 1) Радиатор. 2) Термостат охлаждающей жидкости. 3) Водяной насос. 4) Двигатель внутреннего сгорания. 5) Глушитель отработанных газов. 6) Глушитель и впускной трубопровод воздуха для горения. 7) Циркуляционный насос. Аккумуляторная батарея. 9) Колодка предохранителя. 10) Жидкостной подогреватель. 11) Блок управления (в подогревателе). 12) Механический запорный вентиль. 13) Вентилятор системы отопления автомобиля. 14) Теплообменник системы отопления автомобиля. 15) Выключатель вентилятора системы отопления автомобиля. 16) Колодка предохранителей в автомобиле. 17) Реле вентилятора автомобиля. 18) Пульт управления. 19) Дозирующий топливный насос. 20) Забор топлива
Подсоединение к системе охлаждения.
Подогреватель подключается к системе охлаждения автомобиля в соответствии со схемой, где 1) Радиатор. 4) Двигатель внутреннего сгорания. 7) Циркуляционный насос. 10) Жидкостной подогреватель. 14) Теплообменник системы отопления автомобиля. 28) Компенсационный бачок. 29) Термостат
Циркуляционный насос (жидкостная помпа) устанавливаются в соответствии со схемой:
Количество охлаждающей жидкости в контуре должно быть не менее 1,5 л. Подсоединение подогревателя к системе охлаждения осуществляется обычно на входе теплообменника. Вытекающую охлаждающую жидкость собирайте в подходящую ёмкость. Всегда применяйте шланги охлаждающей жидкости, поставляемые фирмой Webasto. В ином случае шланги должны как минимум соответствовать DIN 73411, класс материала B. Шланги следует прокладывать без заломов и по возможности с подъёмом от подогревателя для беспрепятственного удаления воздуха. Внутренний диаметр шлангов должен составлять 18 мм. Закрепите шланговые соединения хомутами от соскальзывания.
Монтаж штуцеров.
Никогда не монтируйте крепёжную пластину и штуцеры на установленном подогревателе. Поверхности прилегания уплотнительных колец в теплообменнике должны быть чистыми и не иметь повреждений. Перед установкой смочите уплотнительные кольца водой. Уложите уплотнительные кольца в отверстия теплообменника. Вставьте штуцеры в опорную пластину. Установите штуцеры в требуемое положение, в соответствии со схемой.
Закрепите опорную пластину со штуцерами на теплообменнике. Самостопорящийся винт DG 5X15 мм, момент затяжки 7 Нм. Для самостоятельного удаления воздуха из отопителя штуцер выхода воды должен быть по возможности направлен вверх на 0 -90°. Следите за правильным положением провода датчика температуры охлаждающей жидкости.
21) Вход теплообменника. 22) Выход теплообменника. 30) Провод датчика.
Монтаж шлангов
Хомуты на штуцерах теплообменника следует устанавливать между утолщением штуцера и упором шланга. Перед первым пуском подогревателя и после замены охлаждающей жидкости обеспечьте тщательное удаление воздуха из системы охлаждения. Отопитель и трубопроводы должны монтироваться так, чтобы обеспечивалось статическое удаление воздуха. Недостаточное удаление воздуха может привести при работе отопителя к неполадкам из-за перегрева.
Монтаж циркуляционного насоса
Циркуляционный насос устанавливается в контур охлаждения стороной нагнетания к входу теплообменника подогревателя. Учтите направление потока циркуляционного насоса к контуру охлаждения автомобиля. Монтажное положение циркуляционного насоса должно выбираться так, чтобы из него происходило самостоятельное удаление воздуха. Воздух из насоса должен через штуцеры уходить вверх. Неправильный монтаж может привести к нарушениям в работе насоса.
Контроль
После монтажа подогревателя и всех узлов системы охлаждения необходимо проверить её герметичность с давлением,предписанным изготовителем автомобиля.
Подсоединение к топливной системе
Подсоединение осуществляется на выбор к подающей или обратной линии или через специальный топливозаборник в баке. У автомобилей с топливным насосом нельзя отбирать топливо из подающей линии! Если на автомобиле имеется обратный клапан на обратной линии к баку, то нельзя отбирать топливо из обратной линии. Необходимо обеспечить, чтобы из-за отбора топлива для подогревателя не возникало нехватки топлива в топливной системе автомобиля.– При отборе из промежуточного бака необходимо обеспечить,чтобы он не был пуст. Правильный монтаж осуществляется в соответствии со схемой, где 33) из бака. 34) к дозирующему насосу. 35) к двигателю
Подсоединение может осуществляться также через топливозаборный узел, в соответствии со схемой, где 31) Отборник топлива из бака. 32 Топливозаборный узел с отверстием
Монтажная поверхность топливоотборника должна быть чистой,ровной и без заусенцев. При использовании топливоотборника в топливозаборном узле, необходимо тщательно установить подъёмную трубку. Она не должна влиять на работу деталей топливозаборного узла, включая индикацию уровня топлива. Длину подъёмной трубки следует выбирать такой, чтобы в собранном состоянии расстояние до дна бака составляло минимум 10 мм или20 мм до дна топливозаборного узла. Соблюдайте меры безопасности, предписанные изготовителем автомобиля, и моменты затяжки резьбовых соединений. Топливоотборник следует устанавливать только в топливозаборный узел, его нельзя ни при каких обстоятельствах монтировать в корпус бака.
Топливопровод.
Топливопровод делится на всасывающую и нагнетающую линии.Всасывающая линия соединяет бак с дозирующим насосом, анапорная линия проходит от дозирующего насоса к подогревателю. Длина топливопровода должна быть как можно более короткой. Топливопровод должен быть защищён от повреждений по всей длине. Топливопровод следует прокладывать в прохладных зонах, чтобы не происходило образование пузырьков из-за нагрева. Высокая температура топлива может стать причиной сбоев в работе подогревателя. Поэтому топливопровод не должен проходить возле сильных источников тепла (например, системы выпуска отработанных газов), а также в зонах аэродинамического нагрева. По возможности, топливопровод следует прокладывать с подъёмом от бака к подогревателю. Крепите топливопровод так, чтобы не происходило его провисания. При переходе через острые кромки устанавливайте защиту от истирания. Запрещается прокладывать топливопровод в салоне автомобиля.
Соединение двух трубок шлангом
Правильное соединение трубок топливопровода шлангом показано на рисунке, где 41) Хомут. 42) Воздушный пузырь
Проверяйте герметичность соединений!
Дозирующий насос.
Дозирующий насос представляет собой комбинированный подающий, дозирующий и запорный орган, который должен соответствовать определённым монтажным критериям.
Дозирующий насос нельзя устанавливать в зоне теплового воздействия горячих деталей автомобиля. При необходимости нужно использовать теплоизоляцию. Предпочтительное расположение — возле бака. Дозирующий насос следует крепить на виброгасящей подвеске. Ограничения монтажного положения показаны на рисунке выше. (максимальный угол наклона, осевое положение), таким образом обеспечивается хорошее удаление воздуха. Стрелка показывает направление потока топлива.
В месте расположения наливной горловины должна быть прикреплена памятка, предупреждающая о том, что перед началом заправки обогревательный прибор должен быть выключен. Используйте наклейки из поставляемого комплекта. Приклейте наклейку „На время заправки выключить подогреватель“возле топливозаливной горловины. При переходе на зимнее топливо необходимо включить подогреватель примерно на 15 минут, чтобы топливопроводы и топливный насос заполнились новым топливом.
Подача воздуха для горения
Воздухозаборник должен быть расположен или защищен таким образом, чтобы была исключена вероятность его блокирования мусором или балансом. Воздухозаборное отверстие следует располагать так, чтобы не происходило загрязнение всасываемого воздуха. Оно не должно быть направлено по ходу движения. Для подачи воздуха для горения требуется впускной трубопровод. Забор воздуха должен производиться из прохладного,защищённого от брызг места, расположенного выше уровня брода,преодолеваемого автомобилем. Если воздухозаборное отверстие находится в закрытом пространстве, то необходимо вентиляционное отверстие площадью минимум 3 см2.
Система выпуска отработанных газов
Трубопровод выпуска отработанных газов (внутренний диаметр 22 мм) можно прокладывать с несколькими поворотами (в сумме 270°, наименьший радиус изгиба 50 мм).Общая длина трубопровода должна составлять от 500 до 1000 мм. Работа подогревателя Thermo Top Evo без глушителя отработанных газов не допускается. Глушитель нельзя располагать вблизи от отверстия забора воздуха для горения. Глушитель следует устанавливать на расстоянии не менее 200 мм от подогревателя. Сделайте отверстие ø 2 мм для стока конденсата в самой нижней точке глушителя.
Глушитель и выпускной трубопровод отвода отработанных газов нельзя крепить на чувствительных к температуре деталях автомобиля (тормозных трубопроводах, электрических проводах,приборах управления автомобиля, фарах, нижней защите двигателя, пластмассовых деталях и др.) и следует располагать на расстоянии не менее 20 мм от них. Допускается использовать только проставки, разрешённые фирмойWebasto к применению для этих целей. Выпускной трубопровод должен быть достаточно зафиксирован,чтобы сохранялись указанные выше минимальные расстояния, в том числе и при движении автомобиля. Для отвода отработанных газов допускается использовать только трубы, разрешённые к применению фирмой Webasto. Рекомендуется монтировать систему выпуска отработанных газов защищённой от брызг.
Необходимо обеспечить отвод конденсата из труб. При необходимости допускается сделать отверстие для слива конденсата в самой нижней точке системы. Выпускной патрубок системы выпуска выхлопных газов должен быть расположен таким образом, чтобы была исключена возможность попадания выхлопных газов внутрь транспортного средства через вентиляторы, воздухозаборники системы отопления или открытые окна.
На выходе отработанных газов не должно быть препятствий. Газы нельзя направлять на детали автомобиля. Не допускается выход отработанных газов в области колёсной арки. Учитывайте максимальный угол поворота передних колёс. Располагайте выход отработанных газов так, чтобы невозможно было его засорение или повреждение при любых условиях эксплуатации. Конец выпускной трубы нельзя направлять по ходу движения автомобиля. Поток выходящих отработанных газов должен быть направлен вертикально вниз или с наклоном не более 20° против направления движения автомобиля. После прохода через нижнюю защиту двигателя выпускная труба должна выступать ещё на 10 мм.
Электрика.
Электрические компоненты, такие как реле, предохранители,выключатели и др., должны устанавливаться так, чтобы они были защищены от проникающей воды (брызг, воды от мойки под высоким давлением …).
Электрическое подключение подогревателя выполняется в соответствии со схемой. Подключение таймера осуществляется также по этой схеме.
Пояснения к схеме.
Первый пуск
Выполняйте правила техники безопасности,приведённые в инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию! Перед пуском подогревателя обязательно прочитайте инструкцию по эксплуатации и техническому обслуживанию.
После монтажа подогревателя необходимо тщательно удалить воздух из системы охлаждения и топливной системы. При этом выполняйте предписания изготовителя автомобиля.
Эта инструкция по монтажу содержит не всю необходимую информацию и рекомендации по монтажу жидкостных подогревателей Thermo Top Evo. Дополнительно пользуйтесь инструкцией по эксплуатации и инструкцией по монтажу для конкретного автомобиля.
Как правильно установить вебасто: инструкции, важные нюансы
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Веские причины установить вебасто
- Принцип работы вебасто
- Комплект для установки вебасто
- Важные нюансы установки вебасто
- Инструкция по установке вебасто на бензиновый двигатель
- Алгоритм правильной установки вебасто на дизель
- Отзывы автовладельцев об установке вебасто
От правильной установки вебасто зависит, как хорошо будет работать предпусковой подогрев. Ведь удовольствие это не дешевое, а любая ошибка может привести к поломке системы и последующему дорогостоящему ремонту. Так что самое важное правило: строго следуйте инструкции.
Алгоритм установки предпускового подогрева на дизельные и бензиновые двигатели отличается, но есть и общие моменты, которым необходимо следовать. О том, как правильно установить вебасто, вы узнаете из нашего материала.
Веские причины установить вебасто
Многие автомобилисты сталкивались с такой ситуацией, когда в холодное время года машина не заводится. Зимой в сильные морозы запустить мотор достаточно сложно, кроме того, элементы ДВС быстро изнашиваются из-за повышенной нагрузки.
В нашей стране ездить на машине зимой некомфортно: во-первых, приходится долго ждать, пока прогреется двигатель, а во-вторых, в салоне все равно будет холодно.
Чтобы эксплуатация транспортного средства зимой приносила только удовольствие, некоторые автомобилисты оборудуют машину предпусковым подогревателем. Такие устройства подразделяются на несколько видов. Оптимальный вариант – автономные модели с высокой производительностью, к примеру жидкостные подогреватели мотора вебасто.
Такое решение подойдет, если вы проживаете в регионе, где зимы долгие и холодные, ваш автомобиль используется в коммерческих целях либо вы просто хотите ездить на машине в холодное время года с комфортом. В описанных выше ситуациях без предпускового подогревателя не обойтись.
Даже несмотря на то, что цена такого устройства достаточно высокая, затраты быстро окупятся. Так, чтобы приобрести и правильно установить вебасто, потребуется потратить 40 000–100 000 рублей (итоговая стоимость зависит от типа транспортного средства) на покупку устройства и 15 000 рублей на монтаж.
Главное достоинство такого предпускового подогревателя заключается в том, что с его помощью вы сможете запустить ДВС, даже когда за окном -35 градусов Цельсия, при этом увеличится ресурс мотора. Установив вебасто, вы сможете тратить меньше времени на прогрев салона авто, а значит, экономить горючее, в частности, если у вас двигатель работает на бензине.
Что касается дизельных ДВС, то многие владельцы таких авто сталкиваются с проблемой, когда топливо густеет при низких минусовых температурах. Если же установить насос вебасто, дизтопливо будет оставаться в жидком состоянии. Это значит, что предпусковой подогрев позволит сэкономить, поскольку уменьшится потребление горючего, увеличит ресурс мотора, поэтому вам не придется тратить крупные суммы на его капремонт.
Чтобы добиться максимальной экономии, те автомобилисты, которые знают, как правильно установить вебасто, выполняют эту работу своими руками. Все, что потребуется, это непосредственно само устройство, специнструменты, а также гараж с подъемником либо ямой.
Принцип работы вебасто
Что представляет собой подогреватель Webasto? Это автономный отопитель жидкостного типа. Данное устройство осуществляет забор горючего из топливного бака машины либо из специально монтированного бачка для подачи топлива к отопителю. После этого горючее воспламеняется внутри устройства в специальной камере сгорания.
В ходе этого процесса происходит образование тепловой энергии и нагрев тосола либо антифриза в системе охлаждения мотора. Охлаждающая жидкость движется через теплообменник подогревателя, а он, в свою очередь, подключен к штатной системе охлаждения ДВС.
Охлаждающая жидкость циркулирует за счет работы насоса, встроенного в отопитель. Благодаря его работе антифриз движется по малому кругу, нагревая мотор и установленные на него элементы системы питания двигателя.
Комплект для установки вебасто
Если вы решили установить насос вебасто правильно, необходимо приобрести готовый комплект.
В него входят все необходимые элементы и детали, а именно:
- отопитель;
- ЭБУ (электронный блок управления – контроллер);
- циркуляционный насос охлаждающей жидкости;
- штуцеры, с помощью которых выполняется подключение к топливной системе;
- штуцеры для подключения к контурам охлаждающей системы;
- дозирующий насос для подачи топлива;
- автономная выхлопная система Webasto;
- отдельный воздухозаборник;
- кронштейны для монтажа, крепежные элементы;
- инструкция по установке, а также руководство по эксплуатации;
В зависимости от модели вашего авто и типа мотора – легковая машина с бензиновым либо дизельным двигателем, микроавтобус, грузовик, спецтехника – комплект вебасто может отличаться.
Отличия между наборами заключаются в производительности, базовых характеристиках, а также комплектации. Поэтому при выборе того или иного комплекта учитывайте особенности вашего авто. К примеру, чтобы установить вебасто для дизеля на машину с бензиновым мотором, потребуется купить специальные крепежи и переходники, при этом монтировать отопитель будет достаточно сложно.
Важные нюансы установки вебасто
Как правильно установить вебасто?
Прежде всего необходимо выбрать место для монтажа, а затем выполнить алгоритм действий, указанный в инструкции по эксплуатации устройства.
Выполняя монтажные работы, учитывайте следующие нюансы:
- соблюдайте ориентацию комплекта вебасто;
- размещайте устройство ниже уровня охлаждающей жидкости в расширительном баке;
- соблюдайте дистанцию от устройства до выхлопной системы.
Какая бывает ориентация отопителя вебасто? Чтобы не запутаться в этом вопросе, помните, что выход тосола из котла должен быть сверху.
Область, где выходит охлаждающая жидкость, обозначена надписью «OUT».
Принцип действия следующий: подключать вебасто нужно в разрыв шланга от блока мотора на печку. Как выяснить, где находится разрыв? Для этого заводим машину, включаем вентилятор печки на максимум, также установив максимальную температуру. Затем прощупываем шланги печки, находим наиболее горячий, это – выход с блока в печку. Второй шланг должен быть чуть теплым – это выход с печки в мотор.
Чем объясняется такое требование к подключению?
Дело в том, что в печке может образоваться воздушная пробка, в этом случае водяной насос подогревателя станет функционировать вхолостую. В результате вебасто начнет перегреваться. Если же подключить устройство от блока в печку, воздушных пробок не образуется, так как эта проблема уже решена конструкцией и установкой двигателя. Также необходимо отслеживать уровень охлаждающей жидкости.
Таким образом, последовательность действий следующая: разрезаем в одном месте шланг «от блока в печку». Затем подключаем вебасто в разрыв, учитывая положение помпы, а также метки на подогревателе.
Чтобы стало понятнее, сравним принцип работы подогревателей Webasto и Hydronic. Комплектация последнего включает в себя две топливные трубки, отличающиеся по оттенку и диаметру. У вебасто же в комплект входит только одна топливная трубка.
Чтобы подключить устройство, его соединяют с топливной станцией машины либо баком. На ряде моделей авто с дизельными моторами допускается подключать подогреватель в обратную топливную магистраль. Однако такие случаи встречаются достаточно редко.
Важно установить топливный насос максимально близко к точке забора горючего, оптимальная дистанция составляет до 150 см. Объясняется такое требование конструктивными особенностями: насос намного эффективнее выталкивает смесь, чем забирает ее. Не стоит монтировать насос под капотом. Дело в том, что от высокой температуры горючее будет завоздушиваться от насоса, в результате вебасто станет работать неправильно.
Прокладывать топливную магистраль следует на максимальном расстоянии от системы выхлопа вашего авто. Идеальное решение – проложить ее параллельно штатным топливным линиям.
Инструкция по установке вебасто на бензиновый двигатель
Чтобы правильно установить вебасто на автомобиль с бензиновым либо дизельным мотором, необходимо получить доступ к верхней и нижней части подкапотного пространства. Важно, чтобы освещение было хорошим, тогда вы сможете быстро монтировать устройство. Алгоритм действий включает в себя следующие шаги:
- Сбрасываем клеммы с аккумулятора, затем снимаем его с машины.
- Выбираем, куда именно будем устанавливать вебасто в подкапотном пространстве. Так как подогреватель должен находиться максимально близко к блоку цилиндров, во время установки используйте кронштейн бачка с жидкостью омывателя лобового стекла.
- Устанавливаем бачок омывателя в другое место. Разместив вебасто близко к блоку цилиндров, вы сделаете его работу более эффективной: тепловая энергия не станет уходить во время эксплуатации устройства. Будьте предельно внимательны, чтобы правильно расположить отопитель относительно мотора и прочим узлам вашего авто.
- Затем снимаем топливный бачок, устанавливаем топливозаборник, подключаем его. Топливоподводящую трубку на насос прикрепляем к внешней части кузова.
- Далее устанавливаем топливный насос. При выполнении этого действия следует использовать прокладку-вибропоглотитель.
- Затем в салоне автомобиля монтируем таймер включения, он входит в комплектацию вебасто. После этого к нему следует подключить проводку.
- Прикрепляем к вебасто патрубки, через которые будет подаваться и выходить антифриз. К отопителю необходимо присоединить выхлопную трубу. Ее выводим в арку переднего автоколеса. Предварительно потребуется просверлить отверстие для ее вывода.
- К предпусковому подогревателю подсоединяем трубку, подающую топливо, затем фиксируем отопитель в выбранной области.
- Приступаем к работе со штатной системой охлаждения. Частично сливаем из нее охлаждающую жидкость, для этого приготовьте тазик или ведро, чтобы антифриз не разлился при подключении.
- Затем врезаем трубопровод подачи и приема охлаждающей жидкости в магистрали печки. Чтобы подключить устройство, потребуются тройники, они входят в комплектацию вебасто. Далее фиксируем тройники, используя винтовые хомуты.
- Когда врезка тройников и подключение будут завершены, доливаем антифриз по уровню в расширительный бак. После этого выбираем место для установки дополнительного блока предохранителей и реле. Они необходимы для нормального функционирования вентилятора, расположенного внутри салона авто.
- Вышеуказанные блок с реле можно установить на свободные шпильки моторного щита, задействовав пыльник крыла.
- Завершающий этап – прокладываем проводку, подключаем вебасто к бортовой сети вашего автомобиля. Одновременно с этим закрепляем выхлопной коллектор отопителя на крыле, затем соединяем его с глушителем и резонатором.
- Предпоследний шаг: устанавливаем и подключаем аккумуляторную батарею, затем выполняем тестовый пуск мотора. После запуска он должен проработать как минимум 5–10 мин.
- Последний шаг: проверяем уровень охлаждающей жидкости и доливаем ее, если потребуется. Затем выполняем тестовый запуск вебасто, чтобы удостовериться, что устройство работает нормально.
Важная рекомендация! Опытные профессионалы советуют, чтобы упростить процесс соединения выхлопной трубы и патрубков, выполнить продольный надрез. Он поможет притянуть хомутом достаточно жесткую трубу выхлопа.
Подытоживая, отметим, что в ряде ситуаций при первом включении вебасто может не работать, поскольку в топливной магистрали слишком мало горючего. Топливо должно заполнить магистраль, для этого нужно время. Поэтому, если вы выполнили установку правильно, после повторного запуска подогреватель должен нормально функционировать.
Алгоритм правильной установки вебасто на дизель
Комплектация вебасто для дизельных автомобилей точно такая же, как и для бензиновых. Как установить насос вебасто правильно на дизельный мотор самостоятельно? Для этого необходимо выполнить вышеописанные действия в том же порядке. Тем не менее важно учесть некоторые моменты, о которых будет рассказано далее.
- Во-первых, придется разместить трубопровод вебасто относительно магистралей печки так, чтобы они были как можно ближе к топливным магистралям системы питания дизельного мотора. Действуя таким образом, вы обеспечите эффективный прогрев дизельного топлива, что необходимо в холодное время года. В результате двигатель будет без проблем запускаться даже при низкой минусовой температуре после предварительного прогрева.
- Во-вторых, подаваться горючее к вебасто может через магистраль низкого давления. В нее врезаем тройник. Монтируя дозирующий насос, помните о том, что дистанция от него до бака не должна превышать 120 см. В противном случае подогреватель станет функционировать неправильно, и результат использования данного устройства будет неудовлетворительный.
Обратите внимание! В инструкции по эксплуатации вебасто указаны все требования и советы касательно установки всех комплектующих подогревателя. Не стоит нарушать данные рекомендации, которые приводит производитель данного устройства.
Отзывы автовладельцев об установке вебасто
- Поставил вебасто, замени аккумулятор.
- Не ремонтируйте вебасто самостоятельно.
- 5 кВт – в самый раз.
«Если данный подогреватель установлен на вашем авто с завода, то на машине будет аккумулятор максимальной мощности. Например, на моем автомобиле это 93 Ач, для сравнения – в обычных машинах стоят АКБ 70 Ач.
Считаю, что, если планируете установить вебасто своими руками, следует поменять аккумулятор на другой, с большей мощностью».
«На моем авто установлен webasto ttevo 5kw diesel. Подогреватель функционирует весь цикл, но стекло только-только оттаивает. Причем слой снега на ветровом стекле не более 10 мм, на улице 3 градуса мороза. Стрелка вообще не поднимается.
Салон автомобиля прогрет чуть-чуть, кожа автокресел холодная, двигатель легко запускается. Такие проблемы возникли после того, как самостоятельно ремонтировал подогреватель. Заменил мотор, почистил камеру сгорания, продул горелку сжатым воздухом. А также подсоединил шланг от циркуляционного насоса к входу (webasto IN).
До этого уже через полчаса работы устройства в салоне авто было тепло, стрелка находилась ровно посередине».
«Рекомендую: пяти киловатт вполне достаточно. Если потребуется, сможете «климат» подключить. Если решите продать машину, то просто снимете устройство и установите на другой автомобиль.
Пяти киловатт вполне достаточно на любой объем, а вот четырех может быть маловато. Что касается «оптимы» – то это гелевый аккумулятор, стартерный. Если будет холодно на улице, может замерзнуть и вздуться. Считаю, что лучше купить сухие agm. Уже несколько лет с товарищем тестируем их на разных автомобилях с вебасто. После трех циклов по полчаса подряд с обогревателем при двадцатиградусном морозе разряд будет порядка 10–15 процентов. А заряжается устройство достаточно быстро, хватает для небольшого расстояния в городе».
Как видно, у вебасто намного больше преимуществ, чем недостатков. Так как практически на всей территории России зимы морозные, без автономного подогревателя не обойтись. Главное правильно установить вебасто своими руками, чтобы вождение автомобиля в холодное время года было комфортным и безопасным.
Всем привет!
Дело было еще в ноябре 2015, по ночам становилось уже прохладно, с утра дольше прогревы и соответственно стал увеличиваться расход, так как у нас в зиму бывает довольно таки свежо (около -30 и ниже) прикинул что из-за ночных прогревах расход увеличится в разы и я стану довольно таки частым клиентом на заправке. Было решено ставить вебасто, от покупки нового комплекта отказался сразу так как считаю цену заоблачную гнут, плюс гарантия довольно таки сомнительна (имеется опыт работы в сфере дилерского обслуживания автомобилей и установки доп оборудования предпусковых отопителей вебасто), такие узлы отопителей как мозги легко оспариваются не в сторону гарантии ссылаясь на недостатки электрики автомобиля, горелка по тому же маршруту ссылаются на качество бензина, а по суте это и есть основные элементы отопителя. По этому я не видел смысла переплачивать и решил найти б/у вариант, дешевле и по состоянию близкую к новой. Долго мониторил инет и нашел ребят в питере, занимаются ребята поставкой б/у отопителей и догревателей с германии и австрии, разные производители и модели, так что выбор большой и по цене дешевле чем новый комплект. Ребята работают быстро и качественно (был небольшой нюанс, забыли вложить в посылку топливную трубку в бак и воздушную трубку, быстро исправились и дослали недостающие элементы). Мне же достался вариант Webasto ThermoTop Evo 5 бензин 5.0kW, с наработкой 26 часов всего (можно сказать смело почти новая), со слов парней была снята прямо на заводе с тестируемого разбитого автомобиля.
Скажу честно, самостоятельно устанавливал вебасту впервые, хотя до этого видел множество раз как это делают другие но сам своими руками не делал, по этому поднял мануалы вебасто и субару по установке. В принципе могу сказать ничего такого сложного в установке нет, каких либо особых навыков не требуется, по большому счету понадобится теплое место для работы, свободное время (у меня с перекурами и обедом понадобилось время с восьми утра до двух часов ночи) и терпение.
И так по порядку:
1. Первое с чего надо начать, это определится с местом установки самого котла и при этом стараться разместить его как можно ближе к двигателю, дабы были как можно короче по длине шланги обратки и подачи от котла к системе охлаждения двс (этим самим исключая лишние тепло потери, уменьшаем обьем жидкости и время покачивания), а так же легкодоступность места установки котла, что в дальнейшем повлияет на удобство проведения профилактических или ремонтных работ . Считаю данный момент, по размещению котла одним из важных. Согласно мануалов вебасты и субару место установки котла спереди справа внизу за туманкой, я сразу отказался от этого варианта. Дело в том что по опыту могу сказать, данное место установки негативно влияет на работоспособность самого отопителя — это постоянный контакт с окружающей средой (вода, грязь, солевые растворы в зимнее время, снег и не часто но бывает лихачество по высоким бордюрам) – почти половина отказов из опыта было именно из-за этого, ни о какой близости размещения к месту врезки в охлаждающую систему и не может быть речи (шланги придется тянуть через весь моторный отсек вокруг двигателя), соответственно такое удаленное место влияет на увеличение общего объёма ож и время покачивания, ну и на конец легкая доступность вообще не обсуждаема в данном варианте. По этому я выбрал вариант места установки как на аутбеке, с права вверху по ходу движения. Спасибо Дмитрию за подсказку и наглядные фото, очень помогло.
Подробней процесс работ — снимаем все что нам будет мешать, а в данном случае в первую очередь скидываем клемму акб, снимаем корпус воздушного фильтра с воздуховодом и резонатор воздуха (или как его еще называют накопитель). Теперь берем сам отопитель с монтажной планкой и примеряем подгибая планку до нужного угла, верхний крепеж я посадил на общий болт крепления тормозных трубок, нижний просверлил отверстие сквозное и со стороны арки вставил болт (лучшим вариантом считаю в просверленное отверстие вставить резьбовую заклепку, тогда не понадобится гайка). На этом этапе все.
2. Далее занимаемся топливоподачей. Есть варианты установки топливного насоса у бака и под капотом, я выбрал первый вариант сугубо из личных соображений, так как споров на счет этого много, но установку насоса у бака опять же я сделал не по мануалу. В мануале указано место установки внизу с наружи рядом с баком, опять же легкая доступность в этом варианте сомнительна (в лучшем случае понадобится яма для удобства, в худшем случае придётся леч на землю и залазить под авто), то же влияние агрессивной среды после первой зимы сделает свое дело, шансов открутить хомуты соединения на насосе и шланге не будет и насос будет выглядеть соответственно как комок заржавевшей грязи. Я же нашел очень удобное место в салоне под декоративной пластиковой накладкой порога задней правой двери. Считаю это идеальное место в плане удобства и доступности.
Подробней процесс работ – снимаем правое заднее сидение, снимаем лючек доступа к топливному насосу, откручиваем и вытаскиваем топливный насос в сборе. Согласно мануала на пластиковом корпусе есть отливок в котором надо просверлить дырку и туда вставить топливо заборную трубку и в жатом состоянии корпуса замерять и отпилить нужную длину топливной трубки (замерять трубку не в притык к дну стакана а примерно на 5мм короче, и отрезать под углом 45 градусов). Я запустил топливо заборную трубку в стакан (корпус топливного фильтра), есть вариант запустить мимо стакана прямо в бак, тут мнения разные по этому как говорится хозяин барин. Собираем и погружаем обратно в бак топливный фильтр в сборе с уже установленной и закрепленной топливо заборной трубкой (один момент, топливо заборную трубку перед затягиванием контргайки на крышке я развернул штуцером в сторону передней правой двери, для того чтоб в дальнейшем у пластиковой топливной трубки был плавный изгиб при входе в салон ). Далее заводим пластиковую топливную трубку из салона к штуцеру топливо заборной трубки и подсоединяем, я завел трубку через резиновое уплотнение топливных магистралей, прикручиваем топливный насос отопителя под металлической планкой на которую крепится пластиковая накладка порога (на кузове даже нашлась закладная с нужной резьбой под болт крепления насоса), подводим трубку и соединяем к насосу (очень важно чтоб на всем пути топливной трубки от бака к топливному насосу отопителя были плавные изгибы). Следующий момент протянуть топливную трубку от насоса в моторный отсек к отопителю, я поступил таким образом, отрезал фишку на проводке топливного насоса (так как с фишкой пришлось бы делать большое отверстие в заглушке моторного щита), на конец топливной трубки примотал на изоленту проводку насоса и жесткую стальную проволоку и запустил через заглушку в моторном щите в салон, а далее сняв пластиковые пороги и приподняв ковролин протянул трубку с проводкой при помощи жесткой проволоки по каналу штатной проводки к самому насосу, скручиваем на место фишку к проводке и вставляем в насос, цепляем трубку и аккуратно все укладываем и стягиваем на хомуты на всем пути до моторного щита. Вся остальная работа будет проходить в моторном отсеке.
3. Следующий этап, подключение шлангов к контуру системы охлаждения. Опять же надо определится что нам надо для обогрева в первую очередь салон или двигатель, будем ли подключать климат? Я лично логики в подключении климата не вижу, так как в одно прекрасное морозное утро можно остаться с севшим акб, холодным двигателем и теплым салоном. По этому подключение делал на обогрев двигателя. Помпа выносная по этому можно ее установить где будет более удобно и прямо в контур, я же не хотел резать штатные шланги и вставил помпу вместо клапана стравливания воздуха с системы ож (тем самым избавляемся от резки штатных шлангов и лишних соединений, а чем меньше соединений тем меньше проблем в процессе эксплуатации).
Подробней процесс работ – снимаем тройник с клапаном стравливания воздуха на верхнем шланге и в место него вставляем помпу (не забываем про хомуты), вставляем уже новый шланг из комплекта и примеряем к котлу, отрезаем и вставляем в соответствующий штуцер на котле(это обратка из печки, то есть подача в котел), второй шланг от котла (обратка из котла) по тому же принципу только на конец высвободившего штатного шланга придется вставить переходник для сращивания с шлангом из котла (опять же не забываем про хомуты). Принцип соединения получился максимально прост, минимум соединений и переходников. Система такова подача в котел из обратки печки и обратка из котла в контур двс, тем самым в первую очередь обогреваем двс. В принципе все, осталось подключить проводку, установить выхлопную трубу и воздушную трубу с фильтром.
4. В подключении проводки в принципе сложного ничего нет (а так как я отказался от климата, то процесс подключения еще упростился), самое главное сначала все подключить а уж потом только клемму акб накидывать.
Подробней процесс работ – и так котел установлен, помпа установлена, топливоподача установлена осталось за малым подключить питание. Топливный насос мы уже подключили одновременно с установкой насоса и протягиванием топливной трубки, помпа так же установлена и у нее своя отдельная проводка просто подключаем ее в соответствующий разъем на котле (все фишки разные по этому воткнуть фишку в другой разъем не получится). Далее берем жгут проводки состоящей из четырех проводов (красный, красный с черной полосой, коричневый, зеленый с белой полосой) и скручиваем вместе провода красный (толстый, силовой) и красный с черной полосой, оставшиеся два провода (коричневый и зеленый с белой полосой)просто изолируем по отдельности и заматываем в общий жгут. Протягиваем проводку мини-таймера в салон (протягиваем все через ту же резиновую заглушку в моторном щите через которую заводили топливную трубку с проводкой топливного насоса), в салоне сняв нижний боковой пластик с правой и с левой стороны прокидываем этот жгут за печкой в район рулевой колонки (притягивая на всем пути на хомуты, чтоб не болталось и не мешало). Устанавливаем в удобное место мини-таймер и подключаем. Может кому то будет интересно и полезно но я в своем случае нарастил провод зеленый с белой полосой и прокинул его в салон с проводкой мини-таймера, есть вариант этот провод зацепить на сигнализацию как управляющий запуском двигателя (то есть это провод управления климат контролем при подключении климата и при правильном его подключении к сигнализации при достижении +40 градусов в обогреваемом контуре подавался бы сигнал по проводу на сигнализацию которая подавала бы команду на запуск двс), вариант интересный и удобный, но я похоже лентяй и так и до сих пор не задействовал этот провод. Осталось подключить две фишки в котел, красный плюсовой провод (силовой отдельный провод в проводке) обжать и прикрутить к клемме акб и такой же отдельный силовой коричневый провод прикрутить на массу кузова. Собираем, сматываем всю лишнюю проводку, укладываем, притягиваем на хомуты. Выводим в более удобное и доступное место конец проводки с предохранителями и диагностическим разъёмом (я вывел с лева от тормозного бачка).
5. Последним штрихом устанавливаем воздушный фильтр к котлу и выхлопную трубу. Выхлопную трубу я вывел прямо в низ (натянув на трубу термоизоляцию и термостойкое металлизированное кольцо поверх которого хомутом притянут к кузову), нижнюю часть трубы закрепил через соответствующий держатель прямо к экрану катализатора (глушитель не стал ставить так как длина трубы более 0,5м и к тому же направлена в низ).
Вот и все, накидываем клемму акб, разблокируем по инструкции мини-таймер и делаем запуск котла. Хочу сказать с первого раза отопитель может не запустится, по этому не паникуем раньше времени и делаем повторный запуск.
Переде установкой вебасты я провел еще так сказать мини ТО, заменил антифриз с промывкой дистиллированной водой всей системы (антифриз Toyota Super Long Life Coolant PINK) и заменил датчик давления масла 25240KA040 (который я успешно при прошлом ТО задел съёмником масляного фильтра и этот датчик сказал мне давай до свидания). Так как менял датчик то пришлось и проводить внеплановую замену масла с фильтром (не снимая масляного фильтра добраться до датчика практически не реально), масло на зиму решил залить Тойотовское 0W20.
P.S. После установки вебасты вылезли пару допущенных ошибок, обнаружилось это при запуске отопителя и его аварийного отключения. Как оказалось проблема была в подаче топлива и питания. Если кто то заметил пластиковая трубка подачи топлива белого (прозрачная) цвета, я на этот момент не обратил никакого внимания изначально (будет мне уроком на будущее), эта трубка как оказалось не от отопителей вебасто, а от гидроника, разница у них оказывается в диаметре внутреннего сечения трубки. Как я потом выяснил с этой трубкой в сильные морозы может не в полную мощь работать котел в следствии не хватки топлива, у меня за зиму на счет этого проблем не было, но все же лучше ставить трубку от вебасты черного цвета (трубку я прикупил но лентяй, так и лежит). Но трубка это не причина проблемы с топливом, главной проблемой оказалось забитый топливный канал подачи топлива в горелку (так же уроком мне будет на будущее), так что перед установкой котла лучше дунуть в сосок на котле и проверить, если продувается значит все отлично, если нет значит забит. А с питанием все банально и просто – невнимательность. Не особо свежий акб (вебасто не любит дохлые акб) и плохо обжатый плюсовой провод отопителя на клемму акб (хорошо обжимайте и пропаивайте этот провод на клемму акб). История по поиску и выявлению всех недочетов с запуском отопителя получилась веселая, пришлось самому все выявлять так как после визита к официалам вебасты подтвердились все мои предположения на счет профессионализма специалистов, но об этом напишу в следующей записи.
А в остальном все отлично, зиму отработала идеально, прогревает в морозы двс хорошо, рекомендую.
Всем удачи, берегите своих четырехколесных друзей!
Обязательно изучить руководство по эксплуатации
перед вводом предпускового подогревателя Webasto в эксплуатацию!
Оглавление
1. Назначение жидкостных предпусковых подогревателей Вебасто
2. Технические характеристики
3. Правила установки подогревателей Вебасто
4. Место установки
5. Подключение предпускового подогревателя к системе охлаждения автомобиля
6. Подключение к топливной системе автомобиля
6.1 Автомобили с дизельными двигателями
6.2 Подогреватели Webasto (Вебасто) с бензиновыми двигателями
6.3 Топливопроводы
6.4 Дозирующий насос
6.5 Топливный фильтр
7. Подача воздуха для горения
8. Выхлопной трубопровод
9. Электрические подключения предпускового подогревателя Webasto (Вебасто)
9.1 Блок управления Webasto (Вебасто)
9.2 Установка пороговых температур для переключения режимов работы
9.3 Электрические подключения в автомобилях для перевозки опасных грузов
9.4 Легенда к электросхемам и электросхемы
10. Первый пуск в эксплуатацию Webasto (Вебасто)
11. Неисправности
12. Диагностика при аварийной блокировке
12.1 Диагностика при аварийной блокировке Вебасто Thermo 90
12.2 Диагностика при аварийной блокировке Webasto Thermo 90S
Шаблон для отверстий в кронштейне подогревателя, масштаб 1:1
2
1. Назначение жидкостных предпусковых подогревателей Webasto (Вебасто)
Жидкостные подогреватели (предпусковые подогреватели) Thermo 90 S и Thermo 90SТ фирмы «Вебасто» Webasto — в сочетании со штатной системой отопления автомобиля — служат для:
• предпускового прогрева (до запуска двигателя) и поддержания рабочей температуры (во
время работы) двигателя автомобиля (с жидкостным охлаждением), а также
• прогрева и размораживания стекол кабины (салона) автомобиля
Жидкостные предпусковые подогреватели Webasto (Вебасто) работают независимо от двигателя автомобиля и подключаются к
системе охлаждения (охлаждающему контуру), топливной системе и бортовой сети автомобиля.
В качестве топлива пригодно топливо, предписанное изготовителем автомобиля. Для бензино-
вых отопителей можно использовать как этилированный, так и неэтилированный бензин.
Дизельные подогреватели при переходе на морозостойкое дизтопливо нужно запускать пример-
но на 15 мин, чтобы наполнить топливный насос и топливопроводы новым топливом. Присадки к
дизтопливу не оказывают вредного воздействия на работу предпускового подогревателя.
Дизельные модификации предпусковых подогревателей Webasto (Вебасто) Thermo 90S/ SТ, рассчитанные на напряжение 24 В,
могут использоваться также на автомобилях, перевозящих опасные грузы (см. разд. 9).
2. Технические характеристики предпускового подогревателя Webasto Thermo 90
Технические характеристики понимаются (кроме предельных значений) с обычным для подог-
ревателей допуском ±10% при окружающей температуре +20°C и номинальном напряжении.
Блок управления, моторы нагнетателя воздуха и циркуляционного насоса, штифт накаливания,
выключатель и таймер рассчитаны на 12 В либо на 24 В в зависимости от модели подогрева-
теля. Ограничитель нагрева, датчики температуры и пламени не зависят от напряжения.
THERMO 90S /90SТ В THERMO 90S /90SТ D
Конструкция жидкостный с испарительной горелкой
Отопительная мощность, кВт
диапазон регулирования (форс. режим)
2,0 — 7,6
1,8 — 7,6 (9,1)
Топливо бензин дизель
Расход топлива, л/ч
диапазон регулирования (форс. режим)
0,25 — 1,0
0,19 — 0,9 (1,1)
Номинальное напряжение, В 12 12 24
Рабочий диапазон напряжения, В 10 — 15 10 -15 20 — 30
Номинальная потребляемая мощность, Вт
(с циркуляционным насосом, без вентилятора
автомобиля), диапазон регулирования
37 — 83
форсир. режим 90
37 — 83
Допустимая температура окруж. воздуха, °С:
подогреватель (работа и хранение)
блок управления (работа / хранение)
дозирующий насос (хранение)
-40 — +110 (+90*)
-40 — +75 (Thermo 90SТ +85 / -40 — +85
-40 — +85
дозирующий насос (работа) -40 — +20 -40 — +40
Максимальное допустимое рабочее избыточ-
ное давление в теплообменнике, бар
2,0
Объём жидкости в теплообменнике, л 0,15 л
Макс. температура на воздухозаборе, °С +40
Минимальный объём жидкости в контуре, л 6,0
Объёмный поток циркуляционного насоса, л/ч 1650 при 0,15 бар
Допустимый уровень СО2 в выхлопе, об.% 10,0 — 12,0
Допустимый уровень СО2 в выхлопе при +20°С
и различной высоте над уровнем моря:
0 м 500 м 1000 м
10,0% 10,6% 11,3%
Габариты (дл х шир х выс), мм, допуск ± 3 мм 310/ 307 (355/ 352)* х 131 х 232 мм
Вес, кг 4,8
* с блоком управления, закреплённым на подогревателе
3
3. Общие требования к установке подогревателя Webasto (Вебасто)
Несоблюдение настоящей Инструкции ведет к недействительности гарантии фирмы Webasto «Вебасто»
по отношению к установщику, но не установщика по отношению к заказчику! То же относится к
проведению работ неспециалистами или с использованием неоригинальных комплектующих.
Необходимо соблюдать также требования производителя автомобиля по установке дополнительного оборудования и подключению к его системе охлаждения, топливной системе и бортовой сети. При установке предпускового подогревателя Webasto (Вебасто) (только дизельные модификации, на напряжение 24 В!), на автомобилях, предназначенных для перевозки опасных грузов, необходимо произвести соответст- вующие дополнительные работы (см. разд. 6, 8, 9). Компоненты автомобиля, расположенные вблизи предпускового подогревателя Webasto (Вебасто) , должны быть защищены от возможных вследствие работы подогревателя перегрева и загрязнения топливом и маслом. Возможность возгорания – даже при перегреве предпускового подогревателя Webasto – должна быть полностью исключена, для чего необходимо располагать предпусковой подогреватель на достаточном расстоянии от компонентов автомобиля, обеспечивать достаточную вентиляцию и использовать трудновоспламенимые вещества и теплозащитные экраны. Подогреватель Webasto (Вебасто) запрещено устанавливать в помещениях, где находятся люди (кабине/салоне). В исключительных случаях допускается установка в герметичном монтажном ящике. Предпусковой подогреватель Вебасто (Webasto) должен быть закреплен как минимум 3 винтами М8, момент затяжки 18 Нм. Забор воздуха для горения из кабины/ салона автомобиля запрещён. Выхлопная труба Webasto (Вебасто) должна прокладываться так, чтобы исключалась возможность проникновения выхлопных газов внутрь автомобиля и не нарушалась его исправность. Конец выхлопной трубы должен быть обращен вниз или в сторону. Если она проходит под днищем автомобиля, её нуж-
но довести до боковой или задней границы автомобиля или кабины водителя.
Отверстия забора воздуха для горения и выхода выхлопных газов должны быть выполнены
таким образом, чтобы в них невозможно было вставить шарик диаметром 16 мм.
Электрические провода, органы управления и блок управления подогревателя должны распо-
лагаться так, чтобы при нормальных условиях эксплуатации не нарушалась их исправность.
При прокладывании топливопроводов и монтаже дополнительных топливных баков необходи-
мо обеспечить, чтобы перекашивание автомобиля, вибрация двигателя и т.п. не влияли на срок
их службы. Топливопровод должен быть защищен от возможных механических повреждений.
Для топливопроводящих компонентов подогревателя должна быть предусмотрена защита от
теплового воздействия.
Прокладывать топливопроводы следует так, чтобы полностью исключить утечки топлива, а в
случае, если утечка всё же произойдёт,- накапливание топлива или его паров на нагревающих-
ся деталях или электрических устройствах.
При установке подогревателя Webasto (Вебасто) необходимо обеспечить, что заводская табличка должна быть
хорошо видна и защищена от повреждений; в противном случае в подходящем месте следует
закреплять дубликат таблички. На табличке нужно стереть все обозначения годов, кроме года
установки подогревателя.
Состояние подогревателя (хотя бы включен он или выключен) должно легко определяться.
Если подогреватель Webasto (Вебасто) предполагается использовать в отдельно (не в автомобиле) установлен-
ной системе отопления, необходимо согласовать проект установки с фирмой «Вебасто».
Подогреватель Webasto (Вебасто) соответствует классу А электромагнитной защиты. Расположение в моторном
отсеке, как правило, обеспечивает достаточное экранирование. В случае, если его эксплуата-
ция все же вызывает радиопомехи, нужно произвести дополнительное экранирование.
4. Место установки и габариты
Установка подогревателя Webasto (Вебасто) Рис. 1 Диапазон установочных положений подогревателя
должна производиться как
можно ниже, чтобы обеспе-
чить статическое удаление
воздуха из подогревателя и
циркуляционного насоса
деаэрацию). Это особенно
важно для циркуляционного
насоса, который не являет-
ся самовсасывающим.
Диапазон допустимых уста-
новочных положений подог-
ревателя показан на рис. 1
изображен Thermo 90S).
1. теплообменник системы отопления автомобиля
2. выключатель вентилятора системы отопления
автомобиля
3. реле вентилятора автомобиля
4. таймер подогревателя
5. колодка предохранителей автомобиля
6. обратный клапан с выпускным отверстием
7. Т-образный топливозаборник для топливопровода
8. двигатель автомобиля
9. жидкостный подогреватель
10. циркуляционный насос подогревателя
11. жидкостный насос автомобиля
12. радиатор
13. регулировочный клапан
14. глушитель на выхлопной трубе
15. дозирующий насос подогревателя
16. воздухозаборный трубопровод
17. термостат
18. блок управления при установке
отдельно от подогревателя
19. блок управления при установке
на подогревателе
Рис. 3 Пример установки подогревателя
5. Подключение к системе охлаждения автомобиля
Если имеется контур с термостатом, то следует применять термостаты, которые открывают
систему при температуре <65°C
Подогреватель подключается к системе охлаждения автомобиля в соответствии с рис. 2.
Количество охлаждающей жидкости в контуре должно составлять не менее 6 л.
Рекомендуется применять жидкостные шланги, поставляемые «Вебасто». Если это невозможно,
используемые шланги должны соответствовать стандарту DIN 73411. Шланги должны прокла-
дываться без заломов и — для хорошего статического удаления воздуха (деаэрации) — по воз-
можности снизу вверх. Стыки должны быть закреплены шланговыми хомутами, что предохра-
нит их от сползания.
Указание:
Хомуты для крепления шлангов должны затягиваться с моментом 4 Нм.
Перед первым включением подогревателя или после нового наполнения системы охлаждаю-
щей жидкостью следует тщательно удалить воздух из системы. Подогреватель и трубопроводы
должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивалась деаэрация. Недостаточная
деаэрация может привести к перегреву и к неисправности. Хорошую деаэрацию можно опре-
делиить по почти бесшумной работе подогревателя.
6. Подключение к топливной системе автомобиля
Система подачи топлива в подогреватель показана на рис. 4. Забор топлива производится из топливно- го бака автомобиля или из отдельного топливного бака. Данные о допустимом давлении в месте забо- ра топлива приведены ниже в таблице: Допустимая высота подачи топлива Н При макс. избыточном дав- лении в топливопроводе: 0,00 м 0,20 бар 1,00 м 0,11 бар 2,00 м 0,03 бар Допустимая высота забора топлива S, м При макс. понижении давле- ния в топливном баке 0,00 м -0,10 бар 0,50 м -0,06 бар 1,00 м -0,02 бар При подключении подогревателя к топливной сис- теме автомобилей для перевозки опасных грузов нужно следовать Директивам ЕС по перевозке опасных грузов по автодорогам (ADR ч. 9, разд. 9.2.4.7). Все заливные патрубки должны быть снабжены табличками с указанием, что перед заправкой топ- ливом отопитель должен быть отключен.
Топливо забирается из топливного бака автомобиля или отдельного топливного бачка (см. рис.
4-6) с помощью бакового топливозаборника.
Рис. 4 Только для ме-
таллических баков
Рис. 5 Только для пласти-
ковых баков (забор через
арматуру бака).
Рис. 6 Только для пластико-
вых баков (забор через вы-
пускное отверстие)
Указание:
При укорачивании бакового топливозаборника место среза очистить от заусенцев и удалить
металлические опилки.
У автомобилей с двигателями, имеющими обратный топливопровод, допускается подключение
подогревателя к обратному топливопроводу, а с двигателями, не имеющими обратного топли-
вопровода — к прямому, между топливным баком и топливным насосом автомобиля.
Указание:
Прямой топливопровод, как правило, можно узнать по установленному на нём фильтру.
Если топливный насос автомобиля установлен вне топливного бака, подключение к прямому
топливопроводу можно производить между баком и топливным насосом.
У автомобилей с инжекторным двигателем
и топливным насосом, находящимся в баке,
забор топлива может производиться только
из обратного топливопровода. При этом
заборное отверстие обратного топливопро-
вода должно почти касаться дна топливного
бака автомобиля (если нет, обратный тру-
бопровод можно удлинить), и он не должен
быть перекрыт обратным клапаном.
Рис. 7 Топливозаборник «Вебасто»
Если в топливной системе автомобиля есть ёмкость для деаэрации, то забор топлива
необходимо производить перед ней. Забор топлива из топливопровода (прямого
или обратного) должен производиться только через топливозаборники фирмы «Вебасто» (см. рис. 7)
Топливозаборник должен устанавливаться так, чтобы пузырьки воздуха или других газов сами
могли стекать в сторону топливного бака (см. рис. 8). Такие пузырьки могут появиться в топли-
вопроводах автомобиля, если карбюратор или топливный насос автомобиля негерметичны,
или при температуре окружающего воздуха выше температуры испарения топлива.
По этой же причине забор топлива не следует производить вблизи двигателя автомобил
6.3 Топливопроводы Рекомендуется использовать топливопроводы «Вебасто»; в любом случае разрешается ис- пользовать только стальные и медные трубки, или же пластмассовые трубки из мягкого све- тостабилизированного и температуроустойчи- вого полиамида РА 11 или РА 12 (напр. мека- нила RWTL), соответствующие стандарту DIN 73378. Указание: Не разрезать меканиловые трубопроводы бокорезами – только ножом! Т.к. обычно топливопроводы невозможно про- ложить так, чтобы подача топлива осуществ- лялась снизу вверх, внутренний диаметр топ- ливопровода не должен превышать опреде- лённых размеров. Уже при диаметре 4 мм по- являются пузырьки газа, что ведёт к неисправ- ностям в тех случаях, когда топливопровод провисает или проложен сверху вниз.
Рис. 4 Соединение трубы/шланги
Применение топливопроводов с указанными на рис. 3 и7 диаметрами предотвращает образо-
вание пузырьков.Прокладывания трубопровода от дозирующего насоса к подогревателю по
нисходящей следует избегать.
Свободно висящие трубопроводы необходимо закрепить, чтобы избежать провисания.
При установке подогревателя необходимо следить за тем, чтобы топливопроводы были защи-
щены от механического (от ударов щебня) и температурного воздействия (от выхлопных труб).
Правильное соединение двух труб при помощи шланга показано на рис. 8.
Следить за герметичностью!
6.4 Дозирующий насос
Дозирующий насос представляет собой комбинированную систему подачи, дозировки и блоки-
ровки подачи топлива. При его установке необходимо соблюдать определённые правила и па-
раметры (см. рис. 3, 9 и 10).
Перед установкой дозирующего насоса необходимо убедиться, что избыточное давление в
месте забора топлива меньше 0,2 бар.
Желательно размещать дозирующий насос в прохладном месте. Температура окружающей
среды не должна ни в какие моменты работы превышать +20°C для бензиновых и + 40°C для
дизельных подогревателей.
Дозирующий насос и топливопроводы нельзя монтировать вблизи деталей автомобиля, излу-
чающих тепло. Если это невозможно, должна быть предусмотрена теплоизоляция.
Предпочтительное место установки — вблизи топливного бака.
Дозирующий насос необходимо закрепить на виброамортизирующей подвеске. Для обеспече-
ния деаэрации диапазон установочных положений ограничен показанными на рис.9 и 10.
6.5 Топливный фильтр
Если нельзя исключить, что отопитель будет работать на загряз-
нённом топливе, обязательно использовать фильтр, причем
только фирменный «Вебасто», идент. № 487 171. Он должен ус-
танавливаться, по возможности, в вертикальном положении,
максимальное отклонение – до – горизонтального положения.
Нужно учитывать направление потока!
Рис. 11 Топливный фильтр и его установочное положение
7. Подача воздуха для горения
Ни в коем случае нельзя забирать воздух из помещений, где находятся люди (кабины/салона).
Воздухозаборное отверстие должно находиться в наиболее прохладном, защищённом от брызг
месте, не над выходом выхлопного газа, и быть расположено так, чтобы скопление грязи или
снега в нём, а также подсасывание брызг воды были исключены.
Оно ни в коем случае не должно быть обращено в направлении движения автомобиля!
Воздухозаборный трубопровод должен иметь внутренний диаметр не менее 30 мм и длину от
0,5 м до 5 м (сумма длин воздухозаборного и выхлопного трубопроводов – не более 5 м!). Его
можно прокладывать с несколькими изгибами (суммарный угол изгиба: 360°, наименьший ра-
диус изгиба — 45 мм).
Указание:
Воздухозаборный трубопровод следует прокладывать по нисходящей сверху вниз. Если это
невозможно, то в самой низкой точке необходимо сделать отверстие для стока конденсата
диаметром 4 мм.
При установке подогревателя вблизи топливного бака автомобиля в одном с ним отсеке воздух
для горения должен забираться снаружи, а выхлопные газы — выводиться наружу. Места про-
хождения трубок через стенки должны быть герметизированы.
Если подогреватель расположен в закрытом монтажном ящике, в нем должно быть вентиляци-
онное отверстие площадью не менее 6 см2. Если при этом температура в монтажном ящике
превышает допустимую (см. Технические характеристики), то после консультации с «Вебасто»
вентиляционное отверстие должно быть увеличено
8. Выхлопной трубопровод
Выхлопной трубопровод (внутренний диаметр не
менее 38 мм) может иметь длину от 0,5 м до 5 м
(сумма длин воздухозаборного и выхлопного трубо-
проводов – не более 5 м!) и прокладываться с не-
сколькими изгибами с суммарным углом изгиба в
360°. Минимальный радиус изгиба 85 мм. На вы-
лопном трубопроводе обязательно должен быть
установлен глушитель; рекомендуется размещать
его вблизи от подогревателя.
Конец выхлопной трубы не должен быть направлен
по направлению движения (см. рис. 12) и должен
располагаться так, чтобы исключить его забивание
снегом и грязью
Для выхлопного трубопровода можно использовать
жёсткие трубы из нелегированной стали с толщиной
стенок минимум 1,0 мм, или же гибкие трубы, но из
легированной стали. Его необходимо прикрепить к
подогревателю, например, хомутом.
Чтобы обеспечить угол изгиба трубы 90о±10о, ее
нужно закрепить не далее чем в 150 мм от конца.
При прокладке выхлопного трубопровода подогрева-
теля в автомобилях для перевозки опасных грузов
нужно следовать Директивам ЕС по правилам пере-
возки опасных грузов по автодорогам (ADR ч. 9,
разд. 9.2.4.7).
9. Электрические подключения
Подключение электрических компонентов подогревателя к бортовой сети автомобиля и друг к
дугу производится, в зависимости от комплектации подогревателя, согласно электросхемам,
приведенным ниже на рис. 15-22.
Управление подогревателем производится при помощи следующих органов управления:
• выключателя (см. схемы на рис. 17-18 для Thermo 90S и 21-22 для Thermo 90ST) и/или
• таймера (см. схемы на рис. 15-16 для Thermo 90S и 19-20 для Thermo 90ST).
Управление вентилятором автомобиля производится через реле (см. электросхемы) или через
реле с кабинным термостатом.
9.1 Установка в автомобилях, предназначенных для перевозки опасных грузов
Согласно Директивам ЕС по правилам перевозки опасных грузов по автодорогам (ADR/RID
ч. 9, разд. 9.2.4.7) автономные отопители и предпусковые подогреватели, устанавливаемые в
автомобилях, предназначенных для перевозки опасных грузов, должны иметь определённые
дополнительные функции, прежде всего – автоматически отключаться при включении устрой-
ства подачи груза и включаться только в присутствии водителя (т.е. только вручную, установ-
ленным в кабине выключателем). Подогреватели Thermo 90S и Thermo 90SТ удовлетворяют
этим требованиям при условии соответствующего подключения к бортовой сети автомобиля и
устройству подачи груза. Поэтому в настоящей Инструкции отдельно приведены схемы элек-
трических соединений подогревателей, устанавливаемых в таких автомобилях — на рис. 17-18
для Thermo 90S и на рис.21–22. для Thermo 90SТ.
Указание
Выключатель устройства подачи опасного груза (S7 на электросхемах) должен быть установ-
лен так, чтобы при включении устройства подачи подавался плюс на соответствующий контакт
блока управления подогревателя.
Если на входе блока управления подогревателя (штекер Х12, контакт 5 у Thermo 90S и штекер
Х8, контакт 5 у Thermo 90SТ) после включения подогревателя нет соединения с массой через
Y2 или H5, то все функции, предусмотренные специально для установки в автомобилях для
перевозки опасных грузов, не действуют.
После подачи плюса на указанные штекеры при включении устройства подачи опасного груза
происходит короткая продувка (в течение 20 сек у Thermo 90S и 40 сек у Thermo 90SТ), после
чего подогреватель находится в режиме аварийного отключения. Выход из этого режима осу-
ществляется путём выключения и повторного включения подогревателя.
Внимание
Согласно Директивам ЕС подогреватель, установленный в автомобиле, предназначенном для
перевозки опасных грузов, может включаться только вручную, со специального установленного
в кабине выключателя. Поэтому при установке на такой автомобиль подогревателя, оснащен-
ного таймером, необходимо убедиться, что контакт 4 на таймере остаётся свободным. Благо-
даря этому подогреватель может быть включён только посредством нажатия кнопки непосред-
ственного включения на таймере (электросхема высылается по запросу).
Использование других таймеров в автомобилях для перевозки опасных грузов не допускается.
9.2 Блок управления
Блок управления подогревателей Thermo 90S и Thermo 90SТ может устанавливаться как за-
крепленным на подогревателе, так и отдельно от него. Блок управления Thermo 90S имеет
степень защиты IP6К4К согласно стандарту DIN 40050, при установке в положении, показанном
на рис. 13, блок управления Thermo 90SТ — степень 6К9К при любом установочном положении.
У блока управления подогревателя Thermo 90SТ задняя стенка выполняет функцию радиатора
охлаждения электронных компонентов блока управления, поэтому при выборе места установки
блока управления нужно обеспечить зазор между его задней стенкой и расположенной за ней
поверхностью (не менее 10 мм).
9.3 Установка пороговых температур
Если сигнал «вкл./выкл. мотора» (клемма D+) подключить к блоку управления (штекер Х12, кон-
такт 7 у Thermo 90S и штекер Х8, контакт 7 у Thermo 90SТ), пороговые температуры переклю-
чения режимов работы подогревателя будут различными.
Если сигнал на клемму D+ не подключён, то значения температур соответствуют положению
«мотор выкл.».
Внимание
Выбранная температура перехода в регулировочную паузу должна быть ниже температуры
срабатывания термостата радиатора!
9.4 Легенды к электросхемам и электросхемы
кодирование температуры на выходе охлаждающей жидкости, см. таблицу стр.
таймер 1531 (поз. Р2 на схемах)
«+» на контакт 10 = непрерывная работа при нажатии кнопки непоср включения на таймере
нет «+» на контакт 10 = работа в течение установленного времени (10-120 мин, исходно 120 мин)
штатный предохранитель автомобиля
вентилятор штатной системы отопления автомобиля
9.4.1 Легенда к электросхемам и электросхемы Thermo 90S
Рис. 15 Электросхема Thermo 90S, 12 и 24 В, со стандартным таймером, легенду см. стр. 13
Рис. 16 Электросхема Thermo 90S, 12 и 24 В, со стандартным таймером
и сепаратно управляемым циркуляционным насосом, легенду см. стр. 13
Рис. 17 Электросхема Thermo 90S, 24 В, с выключателем, легенду см. стр. 13
(подключение в автомобилях, перевозящих опасные грузы)
Рис. 18 Электросхема Thermo 90S, 24 В, с выключателем, легенду см. стр. 13
(подключение в автомобилях, перевозящих опасные грузы
и не имеющих вспомогательного привода)
9.4.2 Легенда к электросхемам и электросхемы Thermo 90ST
Рис. 19 Электросхема Thermo 90SТ, 12 и 24 В, со стандартным таймером, легенду см. стр. 16
Рис. 20 Электросхема Thermo 90SТ, 12 и 24 В, со стандартным таймером
и сепаратно управляемым циркуляционным насосом, легенду см. стр. 16
Рис. 21 Электросхема Thermo 90SТ, 24 В, с выключателем, легенду см. стр. 16
(показан вариант подключения в автомобилях, перевозящих опасные грузы)
Рис. 22 Электросхема Thermo 90SТ, 24 В, с выключателем, легенду см. стр. 16
(показан вариант подключения в автомобилях, перевозящих опасные грузы
и не имеющих вспомогательного привода)
10. Первый пуск в эксплуатацию
Перед вводом подогревателя в эксплуатацию обязательно изучить руководство по
эксплуатации!
После установки подогревателя из жидкостного контура, а также из системы топливообеспече-
ния следует тщательно удалить воздух. При этом необходимо соблюдать все предписания из-
готовителя автомобиля.
Во время пробного пуска подогревателя все места его подключений к жидкостному контуру и к
системе топливообеспечения необходимо проверить на герметичность и прочность посадки.
Если после пробного пуска произойдёт аварийное отключение, нужно найти и устранить неис-
правность.
11. Неисправности
Аварийная блокировка подогревателя (прекращение подачи топлива) осуществляется:
• если не появляется пламя — максимум через 240 сек.
• если пламя гаснет во время работы — максимум через 240 сек.
• если происходит перегрев (срабатывает ограничитель нагрева) — немедленно.
Аварийная блокировка происходит также, если напряжение держится ниже 10,5 — 0,5 В
(у подогревателя на 12 В) или 21 — 1 В (у подогревателя на 24 В) в течение более чем 20 сек.
Аварийная блокировка снимается — после устранения причины неисправности! — путём выклю-
чения и нового включения подогревателя. Если она произошла вследствие перегрева, перед
этим необходимо привести кнопку ограничителя нагрева в исходное положение.
12. Диагностика при аварийной блокировке
При любой аварийной блокировке прежде всего необходимо поверить предохранители и ште-
керные разъёмы.
Если подогреватель оборудован стандартным таймером, то после аварийной блокировки на
дисплей таймера выдаётся код неисправности:
F 01 пуск отсутствует (после 2 попыток)
F 02 обрыв пламени
F 03 падение напряжения ниже допустимого или повышение напряжения выше допустимого
F 04 преждевременное распознавание пламени
F 05 обрыв цепи или короткое замыкание датчика пламени
F 06 обрыв цепи или короткое замыкание датчика температуры
F 07 обрыв цепи или короткое замыкание дозирующего насоса
F 08 обрыв цепи, короткое замыкание или неправильное число оборотов мотора
нагнетателя воздуха
F 09 обрыв цепи или короткое замыкание штифта накаливания
F 10 перегрев
F 11 обрыв цепи или короткое замыкание циркуляционного насоса
Если подогреватель оснащён только выключателем в качестве органа управления, то код не-
исправности выдаётся после отключения подогревателя в виде мигания лампочки индикатора
работы на выключателе. После 5 коротких сигналов выдаются длинные импульсы – количество
этих импульсов при различных неисправностях соответствует числу после буквы F в приведён-
ной выше таблице.
13. Шаблон для отверстий в кронштейне подогревателя, масштаб 1:1