Воинский учет в организации пошаговая инструкция 2016

  • Требования к воинскому учету в организациях в 2025 году
  • Формы воинского учета: для чего нужны и когда сдавать
  • Как правильно заполнить формы воинского учета (№6, №18, №19) в 2025 году
  • Образцы и бланки: где взять и как использовать
  • Ответственность за нарушения и проверка учета
  • Санкции и штрафы за нарушения правил воинского учета
  • Курсы повышения квалификации для кадровиков дистанционно

Требования к воинскому учету в организациях в 2025 году

Кто подлежит учету

Воинский учет обязателен для всех мужчин, работающих в организации, если они состоят на воинском учете — независимо от их текущего статуса: призывники, офицеры запаса, военнообязанные. Также этот порядок распространяется на женщин, обладающих военно-учетной специальностью.

Форма собственности компании — неважна: будь то госструктура, частная компания или муниципальное учреждение, обязанности по учету одинаковы. Исключение — индивидуальные предприниматели, даже с наемными работниками. Им учет вести не нужно. Об этом сказано в п. 7 ст. 8 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и постановлении Президиума ВАС от 14.04.2009 № 13798/08. Военкоматы нередко направляют индивидуальным предпринимателям запросы о военнообязанных сотрудниках и требуют вести воинский учет, однако по закону такая обязанность установлена только для организаций (ст. 21.4 КоАП). Поэтому ИП не обязаны, но имеют право вести воинский учет своих наемных работников на добровольной основе.

Что нового в 2025 году

С ноября 2024 года заработал Единый электронный реестр воинского учета (ЕЭРВУ). Это централизованная цифровая система, объединяющая данные обо всех военнообязанных гражданах и местах их трудоустройства.

Теперь компании обязаны направлять сведения в электронном виде. Бумажные документы остаются допустимыми, но носят вспомогательный характер и не являются основным каналом коммуникации с военкоматами.

Кто отвечает за учет в организации

Ответственность за организацию учета лежит на:

  • Руководителе предприятия;

  • Назначенном ответственном (обычно специалист по кадрам, оформленный приказом);

  • В крупных организациях — на профильном сотруднике отдела кадров или воинского учета.

Важно: при нарушениях или отсутствии учета ответственность несут как конкретный исполнитель, так и руководство компании.

В России существует два вида воинского учета: общий и специальный. Общий воинский учет ведется в отношении всех граждан, подлежащих призыву или пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить своевременное оповещение, призыв и комплектование Вооруженных сил. Такой учет обязаны вести все организации, независимо от формы собственности, при наличии у сотрудников соответствующего статуса.

Специальный воинский учет применяется в отношении граждан, которые по своему опыту, образованию или профессии могут быть задействованы в мобилизационный период в определенных должностях. Его ведение требует соблюдения дополнительных правил и, как правило, осуществляется в тесном взаимодействии с военными комиссариатами.

Формы воинского учета: для чего нужны и когда сдавать

В 2025 году компании используют три ключевые формы, каждая из которых имеет четкое назначение и срок подачи.


Форма №6

Что содержит:
Сводная информация о всех сотрудниках, состоящих на воинском учете: ФИО, должности, звания, наличие брони.

Когда подавать:
Ежегодно, не позднее 1 апреля текущего года.

Для кого:
Для всех организаций, где есть хотя бы один военнообязанный работник.


Форма №18

Назначение:
Уведомление об отсутствии военнообязанных в штате. По сути — подтверждение, что организация не ведет воинский учет, так как на то нет оснований.

Срок:
Также до 1 апреля.

Подается:
Если в штате — ни одного сотрудника, подлежащего воинскому учету.


Форма №19

Содержимое:
Обобщенные данные о численности работников, открытых вакансиях, возможностях для мобилизационного развертывания.

Особенности:
Предоставляется по требованию военкомата или при изменении сведений, например, при массовом найме или сокращении.

Как правильно заполнить формы воинского учета (№6, №18, №19) в 2025 году


Форма №6: инструкция по заполнению

Основные поля:

  • Название организации;

  • Должности, подлежащие бронированию;

  • Количество сотрудников по каждой должности;

  • Число военнообязанных (по воинским званиям);

  • Количество забронированных и незабронированных сотрудников.

Форма подписывается ответственным лицом, заверяется печатью организации.


Форма №18: уведомление об отсутствии военнообязанных

Содержит:

  • Полное название организации;

  • Юридический и фактический адрес;

  • ИНН, ОГРН;

  • Сведения о руководителе;

  • ФИО и должность лица, ответственного за воинский учет (если назначено);

  • Подписи и печать.


Форма №19: кадровая информация

Разделы формы:

  • Общая численность работников;

  • Число занятых и вакантных должностей;

  • Количество сотрудников с военно-учетной специальностью;

  • Данные о возможности пополнения вооруженных сил.


Типичные ошибки

  • Несоответствие фактической численности и данных формы;

  • Пропущенные строки или пустые поля;

  • Отсутствие подписи ответственного;

  • Старые версии бланков.

Чтобы избежать ошибок:

  • Обновляйте данные минимум раз в квартал;

  • Сравнивайте формы с реестрами кадров;

  • Используйте только утвержденные шаблоны

Образцы и бланки: где взять и как использовать

Где найти актуальные формы

Организации могут использовать формы, утвержденные соответствующими ведомственными нормативами. Бланки доступны в электронных системах кадрового учета, а также в документации программ 1С, «Контур», «ТурбоДок», СБИС и других.

Важно проверять актуальность шаблонов — при изменении реквизитов или структуры форм использование устаревшего бланка считается нарушением. 

Дополнительно получить актуальные шаблоны можно при прохождении курса повышения квалификации «Организация воинского учета» в Академии бизнеса и управления системами. В программу включены все необходимые бланки, образцы заполнения и чек-листы, которые можно использовать в работе сразу после обучения.

Электронные версии

Рекомендуется вести учет в электронном виде:

  • Формы можно заполнять в Excel, Word или специализированных сервисах;

  • Подпись осуществляется ЭЦП;

  • Электронные формы хранятся в локальных и облачных архивах, с разграничением доступа.

Советы по ведению электронных форм:

  • Создайте отдельную папку по каждому отчетному году;

  • Используйте наименования файлов с датами и формами (например, форма6_2025.xlsx);

  • Не допускайте редактирования исходников без резервной копии;

  • Обеспечьте шифрование конфиденциальных данных.

Ответственность за нарушения и проверка учета военнообязанных в организации

Как подготовиться к проверке

  • Назначить ответственное лицо за ведение воинского учета приказом руководителя.

  • Актуализировать все формы и документы, связанные с воинским учетом.

  • Обеспечить надлежащее хранение документов в соответствии с установленными требованиями.

  • Периодически проводить внутренние аудиты состояния воинского учета.

  • Проходить обучение и повышение квалификации по вопросам воинского учета.

Как проходит проверка

Военкоматы могут инициировать проверку:

  • Планово — раз в 3–5 лет;

  • Внепланово — при мобилизации, жалобах или сбоях в передаче данных.

В ходе проверки анализируют:

  • Наличие и актуальность форм воинского учета;

  • Правильность заполнения;

  • Сведения о бронировании;

  • Личный состав, состоящий на учете;

  • Приказы о назначении ответственного.

Санкции и штрафы за нарушения правил воинского учета

Нарушение правил учета влечет административную ответственность:

  • Должностное лицо — штраф от 40 000 до 50 000 руб.;

  • Юридическое лицо — штраф от 350 000 до 400 000 руб.

Отягчающими обстоятельствами считаются:

  • Повторные нарушения;

  • Сокрытие информации о сотрудниках;

  • Отказ от взаимодействия с военкоматом.

Чтобы избежать штрафов и предписаний от надзорных органов, необходимо:

  • регулярно проводить внутренний аудит состояния воинского учета: проверять наличие всех форм, актуальность данных и корректность оформления;

  • следить за сроками: все уведомления, отчеты и формы должны подаваться в установленный законом период;

  • вести переписку с военкоматом документально — с сохранением копий направленных и полученных писем;

  • обновлять знания по требованиям воинского учета — следить за изменениями в законодательстве и нормативных актах;

  • подтверждать квалификацию ответственного сотрудника — при необходимости направлять его на дополнительное обучение по организации воинского учета.

Нарушения порядка ведения учета, задержки в подаче данных или отсутствие актуальной информации могут привести к административной ответственности. Штрафы могут быть наложены как на организацию, так и на конкретного сотрудника, ответственного за учет. В случае повторных или грубых нарушений возможна приостановка деятельности или проведение внеплановой проверки.

Правильная организация воинского учета снижает риски и обеспечивает соблюдение законодательства. Это важно не только для проверки со стороны военкомата, но и в случае мобилизационных мероприятий или запросов из других государственных органов.

Академия бизнеса и управления системами предлагает курсы повышения квалификации для специалистов по кадровому делопроизводству. Программы обучения соответствуют требованиям профстандартов:

  • Организация воинского учета в организации — воинский учет обязателен для всех работодателей, и с каждым годом требования становятся строже: вводятся цифровые реестры, увеличиваются штрафы, усиливается контроль. Программа курса поможет разобраться в действующем законодательстве, научит выстраивать эффективную систему учета, корректно заполнять документы и взаимодействовать с военкоматами. Обучение включает видеолекции эксперта, шаблоны форм и чек-листы, что делает курс максимально прикладным и удобным для практики. Подходит кадровым специалистам, бухгалтерам и руководителям, ответственным за воинский учет.

  • Кадровое делопроизводство — программа повышения квалификации, направленная на систематизацию и углубление знаний в области управления персональной документацией. Курс позволяет овладеть полным циклом кадрового документооборота: от оформления приемов и увольнений до взаимодействия с госорганами. Важные темы — теоретические основы кадрового делопроизводства, ведение документации по учету и движению сотрудников, применение профстандартов. Обучение поможет выстроить четкую и законодательно корректную систему кадровых процессов в организации, снизить риски проверок и упростить взаимодействие с надзорными органами.

  • Документационное обеспечение управления (делопроизводитель) — курс повышения квалификации, ориентированный на специалистов, которые занимаются документооборотом в организациях. Программа помогает актуализировать знания в области современного электронного делопроизводства, освоить технологии хранения и систематизации документов, а также научиться правильно оформлять и обрабатывать служебные дела. Слушатели получат комплексное представление о правилах документационного обеспечения, узнают, какие последствия могут повлечь ошибки в работе с документами и какую ответственность несут должностные лица за их несоблюдение. Курс будет полезен как начинающим, так и практикующим делопроизводителям.

Курсы повышения квалификации для кадровиков дистанционно

  1. Подайте заявку на странице интересующей вас программы:

  • Кадровое делопроизводство;

  • Организация воинского учета в организации;

  • Документационное обеспечение управления (делопроизводитель).

  1. Далее оплатите счет-оферту. На электронную почту, указанную в заявке, вам придут логин и пароль для входа в систему дистанционного обучения (СДО). Наша образовательная платформа устроена таким образом, чтобы вы могли изучать лекции, смотреть видеоматериалы, сдавать тесты с любого устройства (смартфона, компьютера, планшета) в любое удобное для вас время 24/7.

  2. Если во время обучения возникнут какие-то вопросы, вы всегда можете обратиться к вашему куратору — его контакты указаны в личном кабинете слушателя в СДО. 

  3. Материалы программ повышения квалификации «Кадровое делопроизводство» и «Делопроизводитель» в Академии бизнеса и управления системами разработаны в полном соответствии с требованиями профессиональных стандартов «Специалист по управлению персоналом» (Приказ Минтруда России от 09.03.2022 109н) и «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (Приказ Минтруда России от 15.06.2020 333н). Программы регулярно обновляются и дополняется, поэтому вы получите все актуальные знания для работы бухгалтером. 

  4. Доступ к учебным материалам сохранится еще 6 месяцев после окончания вашего обучения. Также вы получите бесплатный доступ на 1 год к электронной библиотеке Академии с огромным количеством книг, статей и методических пособий по теме. 

  5. Обучение займет от 1 недели до 1 месяца (в зависимости от программы). Действуют скидки, специальные предложения и рассрочка для слушателей. 

  6. После сдачи итогового теста вы получите удостоверение о повышении квалификации по выбранной специальности. Документ подтверждает обновление ваших профессиональных знаний и развитие актуальных компетенций в данной сфере. Данные о документах, выданных Академией, обязательно заносятся в базу данных ФИС ФРДО, что делает их официальным документом на всей территории Российской Федерации.

  7. Документ направляется Почтой России в любую точку страны бесплатно. 

Как организовать воинский учет

В 2023 году компаниям пришлось всерьёз заняться вопросами учёта военнообязанных граждан. Всё потому, что максимальные штрафы за нарушения в этой области выросли более чем в 100 раз. В этой статье мы расскажем о том, как организовать воинский учёт, чтобы не пришлось платить астрономические суммы.

Содержание 

  • Нормативная база
  • Кто и кого учитывает
  • Организация учёта
    • Назначение ответственного
    • Создание проекта приказа
    • Составление плана мероприятий ВУ
    • Согласование с военкоматом
  • Ведение воинского учёта
    • Проверка документов при приёме на работу
    • Ведение формы № 10
    • Сообщение сведений в военкомат
    • Сверка документов
    • Оповещение о повестке
    • Снятие с учёта
    • Прочие обязанности
  • Что будет, если нарушить правила учёта

Нормативная база

Ведение воинского учёта производится на основе требований, установленных:

  • законом «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ;
  • законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ;
  • законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 31-ФЗ;
  • Положением о воинском учёте из постановления Правительства от 27.11.2006 № 719 (далее Положение 719);
  • Методическими рекомендации Минобороны от 11.07.2017 (далее Рекомендации);
  • Инструкцией из приказа Минобороны от 22.11.2021 № 700 (далее Инструкция 700).

На основании Федерального закона №127-ФЗ от 14.04.2023 с 1 января 2025 года в РФ воинский учёт ведётся в Едином электронном реестре учёта военнослужащих. В нём будет содержаться информация о каждом гражданине РФ призывного возраста, состоящая не менее чем из 25 позиций, в том числе:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения;
  • СНИЛС и ИНН;
  • место жительства или место пребывания;
  • наличие иностранного гражданства;
  • данные об учёте в военкомате;
  • сведения об основаниях для отсрочки или освобождения от призыва;
  • сведения о состоянии здоровья и некоторые другие данные. 

Кто и кого учитывает

Воинский учёт (ВУ) ведут все юридические лица любой формы собственности, в том числе коммерческие. Индивидуальные предприниматели формально вести его не обязаны, так как в законодательстве упоминаются только организации.

Важный момент: в нашей статье пойдёт речь об общем воинском учёте. Помимо него есть ещё специальный – это учёт лиц, подлежащих бронированию. Он распространяется на сотрудников определённых ведомств, например, МВД, ФСИН, а иногда и на работников обычных организаций, если у них нужные военно-учётные специальности. Забронированные сотрудники в период мобилизации занимают определённые должности. Их учёт ведётся по специальной инструкции, которая поступит из военкомата.

Кто подлежит воинскому учёту

Призывники – мужчины призывного возраста. В 2023 году такой возраст – с 18 до 27 лет, с 1 января 2024 года – с 18 до 30 лет (ст. 1 закона от 04.08.2023 № 439-ФЗ).

Военнообязанные в запасе:

  • мужчины, пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас вооружённых сил РФ;
  • отучившиеся в военных центрах и на военных кафедрах при государственных учебных заведениях (офицеры, старшины, солдаты, матросы);
  • не служившие в связи с освобождением от призыва;
  • мужчины призывного возраста, не служившие в связи с предоставление отсрочки или по иным причинам;
  • уволенные со службы без постановки на ВУ и в последующем поставленные на него в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, имеющие военно-учётные специальности (ВУС) согласно приложению № 1 к Положению 719.

Не подлежат воинскому учёту

  • женщины без ВУС;
  • проходящие воинскую службу;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • лишённые свободы по решению суда;
  • освобождённые от воинской обязанности по закону № 53-ФЗ;
  • офицеры запаса ФСБ и СВР.

Обратите внимание: с 1 января 2024 года начинается поэтапное повышение максимального возраста солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков или мичманов, пребывающих в запасе (см. таблицу в конце статьи).

Организация учёта

Ведение воинского учёта начинается с предварительной подготовки. Расскажем, какие этапы предстоит пройти каждой компании.

Назначение ответственного

Если лиц, которых нужно учитывать, до 500 человек, достаточно назначить лишь одного ответственного за ВУ работника, причём он может быть совместителем. Если учёту подлежат от 500 до 2000 человек, для этого понадобится отдельный специалист, а если таких лиц от 2000 до 4000 – два специалиста. Далее на каждые 3000 человек выделяется ещё один работник.

Должность специалиста по воинскому учёту нужно внести в штатное расписание. В его должностной инструкции или договоре с ним необходимо прописать должностные обязанности. Специального образования для ведения воинского учёта не требуется. Однако ответственный должен повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года.

Организации, в которых ведением воинского учёта занимаются 2 более специалиста, должны организовать подразделение – военно-учётный стол. Ответственному лицу или подразделению выделяется помещение, оборудованное металлическими шкафами для размещения картотеки лиц, подлежащих учёту.

Создание проекта приказа

Постановка на ВУ начинается с приказа руководителя, однако до утверждения его придётся согласовать в военкомате, поэтому сначала создаётся проект.

Приказ составляется по форме из Приложения № 4 к Рекомендациям. В нём нужно указать:

  • кто должен организовать ведение воинского учёта (обычно руководитель кадровой службы);
  • кто за него отвечает – то самое ответственное лицо или их перечень;
  • кто будет заменять ответственного, если он будет отсутствовать.

Составление плана мероприятий ВУ

Для постановки на воинский учёт понадобится план работы по его ведению. Делается он по форме из Приложения № 17 к Рекомендациям. В дальнейшем такой план переоформляется ежегодно и согласовывается с военкоматом до 31 декабря.

В плане перечисляют все мероприятия ВУ. В таблице предусмотрены две графы для заполнения: в первой указывают ответственного, во второй – дату проведения мероприятия.

Согласование с военкоматом

Приказ о ВУ и план мероприятий согласовывают с военкоматом. Затем их утверждают, а копии направляют в военкомат. В дальнейшем придётся согласовывать увольнении ответственного лица или внесении изменений в план мероприятий.

Этап первичного согласования документов с военкоматом, по сути, и есть момент постановки организации на воинский учёт.

Важно: максимальную сумму штрафа за воинский учёт для организаций подняли с 3 тыс. до 500 тыс. рублей. Подробнее об этом — в Таблице 2 в конце статьи.

Ведение воинского учёта

В течение всего времени, пока военнообязанный или призывник работает в организации, нужно вести воинский учёт в его отношении. А также ставить на учёт вновь принятых на работу граждан. Что именно нужно делать, расписано в плане мероприятий. Рассмотрим основные обязанности работодателей по ведению ВУ.

Проверка документов при приёме на работу

Когда человек поступает в организацию, нужно проверить его документы. В паспорте на странице 13 у военнообязанных стоит соответствующий штамп. Помимо паспорта, гражданин может представить:

  • Военный билет: красный у солдат, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и зелёный у офицеров запаса. В билете должен быть штамп по постановке на ВУ, воинское звание, информация о его присвоении. Не должно быть пустых граф, исправлений, помарок. Должны стоять подпись и печать. В некоторых случаях вместо военного билета у человека может быть справка по форме № 1/У или временное удостоверение.
  • Персональная электронная карта по форме № 1/К. На ней должен быть действующий QR-код, а на обратной стороне – дата действия.
  • Приписное свидетельство. Оно же удостоверение гражданина, поступающего на военную службу. Выдаётся молодым людям в год исполнения 17 лет, а также женщинам.

Важно: если в документе есть запись о снятии гражданина с ВУ, а о последующей постановке на учёт нет, работодатель обязан сообщить об этом в военкомат в течение трёх дней. То же самое нужно сделать, если документов по воинскому учёту человек вовсе не представил. Отказывать в трудоустройстве ему на этих основаниях нельзя.

Ведение формы № 10

Если гражданин военнообязанный, необходимо поставить его на воинский учёт у работодателя. Для этого заполняется карточка по форме № 10 из Приложения № 22 к Инструкции 700. Её ввели в начале 2022 года, так как личные карточки Т-2 стали необязательными. Подписывает карточку ответственный за учёт.

Ведут форму № 10 в бумажном виде или на компьютере, но после обязательно распечатывают. Во втором случае не вносят информацию, которая можем измениться, например, контактные данные, семейное положение. Такие сведения вносят в форму карандашом. Карточку должен подписать ответственный за ВУ, а также сам военнообязанный.

Обратите внимание: военкоматы больше не сверяют данные сотрудников по карточке Т-2. Поэтому до сверки следует сделать формы № 10 на всех работников, а на новых заводить их сразу.

Хранятся карточки в картотеке – мы упоминали о ней выше (отдельное помещение, металлические шкафы). Их размещают в алфавитном порядке, причём делят всех военнообязанных на 4 раздела – офицеры, солдаты (сержанты, прапорщики и прочие аналогичные звания), женщины с ВУС, призывники.

Иногда в картотеке может быть больше 4 групп. Например, если в компании на ВУ более 500 человек, то нужно выделить в отдельную группу лиц с мобилизационными предписаниями. Также отдельно помещаются карточки лиц, которые стоят на ВУ по месту пребывания.

Сообщение сведений в военкомат

При найме военнообязанного, равно как и при его увольнении, следует уведомлять военкомат по месту жительства (пребывания) человека в течение пяти дней. Подаётся форма из Приложения № 2 к Положению 719.

Также в течение пяти дней нужно сообщить в военкомат об изменении личных данных работника или его состояния здоровья. Заполняется листок сообщения (Приложение № 13 к Рекомендациям) и передаётся работнику – тот должен представить его в военкомат лично. Кроме того, заполняется уведомление об изменении сведений – его должен отправить в военкомат работодатель.

Сверка документов

Ежегодно работодатель должен проводить:

  • сверку данных сотрудника с документами воинского учёта;
  • сверку с данными военкомата. Дату и время сверки назначит сам военкомат.

После проведения сверки с военкоматом делается отметка в карточке по форме № 10.

Иногда военкоматы запрашивают у компаний необходимые им данные. Например, требуют представить список работников в запасе. Отвечать на такие запросы можно в произвольной форме.

Оповещение о повестке

Если в адрес работодателя пришла бумажная или электронная повестка для работника, его необходимо об этом оповестить. Вручить повестку нужно под подпись не позже, чем за три дня до даты явки в военкомат. Отрезную часть бумажной повестки нужно направить обратно.

Если работник отказывается получать повестку, это нужно в ней отразить. В таком случае будет считаться, что повестка вручена в тот же день.

Надо учитывать, что военнообязанный может быть вызван для направления на сборы, на медкомиссию, на мобилизационные мероприятия, на срочную службу и так далее. Вне зависимости от причины, сотрудника необходимо отпустить с работы для явки по повестке.

Снятие с учёта

Когда человек достигает определённого возраста либо признаётся негодным к службе, его нужно снять с учёта. В карточке по форме № 10 ответственный указывает дату, основание (по возрасту, по состоянию здоровья), а также ставит свою подпись.

Важно: возраст снятия с учёта изменился с 01.01.2024 года — его повысили на 5 лет. Но будет переходный период до 2028 года (см. следующую таблицу).

Таблица возрастов граждан, подлежащих снятию с воинского учёта в 2025 году

Таблица возрастов снятия с ВУ с 2024 года

*С 1 января 2024 года по 1 января 2028 вводится переходный период: каждый год предельный возраст нахождения в запасе военнобязанных указанного состава будет повышаться на один год.

Изменений для женщин в законе не предусмотрено: для женщин в офицерском звании предельный возраст нахождения в запасе 50 лет, для прочих воинских званий – 45 лет.

В таблице ниже приведены изменения в возрастах пребывания в запасе.

Возраст снятия с военного учета

Карточки снятых с учёта граждан хранятся до момента сверки с военкоматом, а затем уничтожаются.

Прочие обязанности

Работодатель также должен:

  • Выдавать работникам сведения о постановке на ВУ по месту пребывания.
  • Проводить мероприятия по мобилизационной подготовке в военное время.
  • Проводить прочие мероприятия согласно Плану.
  • Хранить документы по воинскому учёту 5 лет.
  • Разъяснять работника их обязанности в связи с воинским учётом.

Обратите внимание: наказание за нарушения воинского учёта с 1 октября 2023 года стало более жёстким не только для организаций, но и для самих военнообязанных и призывников. Например, за неявку в военкомат по повестке максимальный штраф вырос с 3 до 30 тыс. рублей. За уклонение от медицинского обследования могут оштрафовать на 25 тыс. рублей. Если человек, подлежащий призыву, уедет без предупреждения военкомата на срок более трёх месяцев, его могут оштрафовать на сумму до 20 тыс. рублей.

Что будет, если нарушить правила учёта

Мы уже упоминали про крупные штрафы за воинский учёт для организаций. Они существенно выросли с 1 октября 2023 года. Мы собрали их в следующей таблице.

Состав нарушения Штраф в тыс. рублей Статья КоАП

Не уведомил сотрудника о повестке;

не отпустил его в военкомат

Должностное лицо – 40-50;

организация – 350-400

21.2

Не уведомил сотрудника о повестке на мобилизацию;

не отпустил для явки по ней;

не оказал военкомату содействие в организации оповещения и явки;

не исполнил обязанность по организации или обеспечению поставки техники в соответствии с планами мобилизации

Должностное лицо – 60-80;

организация – 400-500

19.38

Не предоставил в военкомат списки граждан для первоначальной постановки на воинский учёт (такие списки подаются по запросу)

Должностное лицо – 40-50;

организация – 350-400

21.1

Не сообщил или сообщил с опозданием информацию для ведения ВУ

Должностное лицо – 40-50

21.4

Не исполнил военно-транспортные обязанности

Должностное лицо – 40-50;

организация – 350-400

19.25

Итак, мы рассказали про нормативную базу, правила ВУ, основные обязанности работодателей, а также про штрафы за воинский учёт для организаций. Отчёты и формы, которые нужно представлять в военкоматы, будут рассмотрены в отдельных статьях.

Читайте также:

  • Должен ли ИП вести воинский учёт
  • Снятие с воинского учёта по возрасту
  • Карточка воинского учёта организации: образец заполнения формы № 18

Расчёт зарплаты и кадровый учёт

Мы в соцсетях: Телеграм,  ВКонтакте,  Дзен  — анонсы статей, новости по регистрации и ведению бизнеса

Организация воинского учета и его предназначение

Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.

Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Хотите всегда иметь развернутую информацию по данной теме? Тогда воспользуйтесь бесплатно пробным доступом к системе КонсультантПлюс. А если вы захотите пользоваться ею постоянно, здесь можно запросить ее стоимость.

Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:

  • в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
  • если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.

ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.

Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет, а с 2024 года 18-30) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего (с 2024 года 30-летнего) возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).

ВАЖНО! Верхняя граница призывного возраста повышена до 30 лет с 2024 года  (п. 1 ст. 1 закона от 04.08.2023 № 439-ФЗ).

Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).

ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.

Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет см. в статье «Первоначальная постановка граждан на воинский учет»

За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).

Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.

Пошаговую инструкцию по ведению военного учета в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по кадровым вопросам.

Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.

Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;

    С 01.01.2024 предельный возраст пребывания в запасе подняли. Подробности здесь.

  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27, а с 2024 года до 30 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».

Должен ли ИП вести воинский учет работников?

Подробнее

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.

Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.

Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 150 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.

ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).

Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.

ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

Упростите себе работу по воинскому учету, получите бесплатно пробный доступ к системе КонсультантПлюс и переходите в Путеводитель «Воинский учет в организации». Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.

Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.

Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2025 году

Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.

Обязательно ли ежегодно утверждать для военкомата план работ по ведению воинского учета и бронированию?

Подробнее

Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (п. 27 положения № 719). И ведется он на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):

  • приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
  • военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Поэтому при приеме на работу в 2024-2025 годах ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.

С 14.04.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ, который сократил сроки подачи сведений работодателем в военкомат.

Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).

Тест по воинскому учету

Пройти тест

Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.

Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.

ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.

Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:

  • принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;

    Скачайте бланк для уведомления военкомата о приеме и увольнении сотрудников. Узнайте, можно ли подавать сведения в военкомат в электронном виде.

  • изменения актуальной информации о таких работниках.

Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.

Какую отчетность организации обязаны сдавать в военкомат, разъяснила инспектор Государственной инспекции труда в Нижегородской обл. В. И. Неклюдова. Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и бесплатно ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.

Приказ об организации воинского учета: образец

Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.

Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже.

В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.

Приказ об организации воинского учета: образец

Скачать приказ об организации воинского учета

Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании

Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.

С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:

  • за непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1);
  • неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2);
  • несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4).

С 01.10.2023 ответственность существенно ужесточилась (закон от 31.07.2023 № 404-ФЗ):

  • за необеспечение своевременного оповещении и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки, штраф составит:
  • для должностного лица — от 60 тыс. до 80 тыс. руб.;
  • юрлица — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.
  • за непредставление в установленный срок в военкомат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф:
  • для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • юрлиц — от 350 тыс. до 400 тыс. руб.
  • за неоповещение граждан при поступлении вызова (повестки) либо необеспечение гражданам возможности своевременно явиться по такому вызову (повестке) штраф:
  • для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • юрлиц — от 350 тыс. до 400 тыс. руб.
  • за непредставление или несвоевременное представление должностными лицами сведений, необходимых для ведения воинского учета (например, о приеме на работу), штраф от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

Итоги

Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2025 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат.

Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме.

Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю. Сейчас штрафы за нарушения при воинском учете существенны.

  • /

3 апреля 2024

Как начать вести воинский учет: пошаговая инструкция

Представляем пошаговую инструкцию ведения воинского учета в организации в формате ответов на часто задаваемые вопросы.

Руководство СберРешений будет одинаково полезно как компаниям, которые только приступают к процедуре постановки на воинский учет, так и тем, кто уже столкнулся с определенными трудностями.

Для начала разберемся, что такое воинский учет (далее -ВУ) и для чего он нужен.
Под воинским учетом понимают регистрацию призывных и мобилизационных людских ресурсов для анализа их количественного и качественного состава. С точки зрения государства, создание системы воинского учета позволяет четко понимать, в какой момент времени, на какой территории, в каком количестве находятся людские ресурсы, и оперативно ими управлять.

Вести воинский учет сотрудников организации обязует Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». За нарушения в области воинского учета работодателю грозит административная ответственность (глава 21 КоАП РФ).

Воинский учет: последовательность действий

Шаг 1. Назначить ответственного

Несмотря на то, что ответственность за организацию и ведение ВУ несет руководитель компании, заниматься ведением ВУ может другой сотрудник организации. Количество лиц , обеспечивающих ведение ВУ в организации, напрямую зависит от количества сотрудников, подпадающих под процедуру.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 закреплены следующие нормы:

  • менее 500 граждан — 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству;
  • от 500 до 2000 граждан — 1 освобожденный работник;
  • от 2000 до 4000 граждан — 2 освобожденных работника;
  • на каждые последующие 3000 граждан — 1 освобожденный работник.

При этом руководители организаций обязаны выделить ответственным за ВУ специально оборудованные помещения с железными шкафами, доступ к которым ограничен.

Вопрос: Может ли подписывать документы по воинскому учету уполномоченное генеральным директором организации лицо? Что необходимо для этого?
Ответ: Руководитель организации обязательно подписывает: ежегодный план по ведению ВУ и приказ о назначении ответственного за ведение ВУ. Остальные документы по воинскому учету (изменения сведений, сведения о приеме, увольнении), расписки в журнале учета листков сообщений может подписывать уполномоченное лицо на основании выданной доверенности (раздел III, п. 27, 28, 29, 36 Обязанности работников, осуществляющих ВУ Методических рекомендаций по ведению воинского учета)».

Вопрос: Можно ли в приказе о назначении ответственного за ведение ВУ прописать, что генеральный директор предоставляет право подписи ВУ документов уполномоченному им лицу? Если да, как это правильнее сформулировать?
Ответ: Право подписи можно оформить приказом с выдачей соответствующей доверенности, включающей перечень документов ВУ, которые вправе подписывать уполномоченное лицо. Таким же образом оформляется право подписи на получение документов в соответствующих органах.

Вопрос: Должно ли штатное расписание предусматривать должность для сотрудника, ответственного за ВУ по совместительству? Или достаточно приказом возложить обязанности на сотрудника? Какое должно быть название этой должности?
Ответ: Законодательные требования к наименованию должности лица, ответственного за ведение ВУ, не установлены. Таким образом, данный вопрос остаётся на усмотрение руководителя организации (например, можно внести в штатное расписание должность «специалист по ведению воинского учета»).

Возложить обязанности по ведению ВУ на работника можно:

  1. путём приема по совместительству на созданную штатную единицу;
  2. путём оформления совмещения должностей. При этом стоит учесть порядок и требования ст. 60.2 ТК РФ.

Шаг 2. Определить, какие сотрудники подлежат воинскому учету, а какие – нет.

Граждане мужского пола в возрасте от 15 до 16 лет (до достижения ими возраста 17 лет) подлежат первоначальной постановке на воинский учет.

Подлежат ВУ:

  • Граждане мужского пола призывного возраста от 18 до 30 лет;
  • Граждане, пребывающие в запасе (в том числе граждане женского пола, имеющие военно-учетные специальности).

Не подлежат ВУ:

  • Граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • Граждане, лишенные свободы или имеющие условный срок наказания;
  • Лица, постоянно проживающие за пределами РФ;
  • Лица, проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • Граждане, достигшие предельного возраста пребывания в запасе (при наличии отметки о снятии с учета);
  • Граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности (согласно ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)
  • Офицеры запаса внешней разведки и ФСБ.

Вопрос: В каких случаях сотрудник-иностранец должен встать на воинский учет и что для этого нужно?
Ответ: Иностранные граждане не подлежат воинскому учету на территории РФ. Воинскому учету подлежат только военнообязанные граждане России (п. 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Вопрос: Где можно ознакомиться с перечнем военно-учетных специальностей для женщин?
Ответ: Перечень отражен приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» и в приложении № 2 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Вопрос: Нужно ли ставить на ВУ студентов, проходящих практику не более месяца?
Ответ: Необходимо вести воинский учет в организации только по работникам, с которыми оформлены трудовые отношения. Студенты, проходящие практику у работодателя, работниками не являются. Следовательно, воинскому учету они не подлежат. Сведения для первоначальной постановки на ВУ по данным гражданам направляет учебное заведение.

Шаг 3. Составить номенклатуру дел

Номенклатура дел – это порядок, регламентирующий распределение документов по папкам, описывающий содержимое каждой папки и каждого дела. Сотруднику, ответственному за ведение ВУ в организации, необходимо сформировать папки и разложить по ним соответствующие документы. В ВУ есть 4 крупных дела:

1. Руководящие и регламентирующие документы ВУ. К ним относятся:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте»
  • Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ;
  • Раздел IV Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (Отсрочки);
  • Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»;
  • Методические рекомендации по ведению воинского учёта в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017);
  • «Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета», утвержденная приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700;
  • Кодекс об административных правонарушениях (выдержки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (N 195-ФЗ от 30.12.2001): Глава 19 (ст.19.25, 19.38) «Административные правонарушения против порядка управления» и Глава 21 «Административные правонарушения в области воинского учета» (ст. 21.1-21.7);
  • Приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета;
  • Приказ об организации воинского учета граждан;
  • План работы по осуществлению воинского учета;
  • Журнал проверок состояния воинского учета в организации;
  • Должностная инструкция работника по воинскому учету или функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета;
  • Проект приказа и акт на передачу бланков специального учета и других документов по ведению воинского учёта.

Дополнительные формы можно получить в территориальном военкомате (ВК).

2. Картотека личных карточек

С 8 января 2022 года воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется посредством ведения карточек гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (Приложение № 22 в Приказу Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета») (далее — карточка по форме №10). Данная форма заменила ранее используемую Личную карточку работника (форма № Т-2).

Обращаем Ваше внимание, что карточки по форме №10 формируются и ведутся как в бумажном, так и в электронном виде. Таким образом, помимо обычной картотеки работодатель должен вести также и электронную.

Правила ведения картотеки едины как для электронной, так и для бумажной версии. Формы 10 необходимо поддерживать в актуальном состоянии и учитывать в них произошедшие изменения.
Формированием и актуализацией карточек по форме № 10 занимается лицо, ответственное за ведение ВУ.

Карточки на принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы картотеки:

Шаг 4. Составить пакет документов для постановки организации на воинский учёт

Перед началом работы по ведению воинского учета в организации необходимо разработать и утвердить обязанности для ответственного за ВУ сотрудника, издать приказ об организации ВУ, разработать план по осуществлению ВУ, согласовать документы с военным комиссариатом. Типовую должностную инструкцию можно найти в правовых системах. Также за разработкой должностной инструкции можно обратиться к консультантам.

Структура обязанностей сотрудника, ответственного за ВУ:

  • Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы;
  • Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;
  • Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов.

Для постановки организации на воинский учет в военный комиссариат требуется предоставить следующие документы:

  • Приказ об организации ВУ граждан, пребывающих в запасе
  • Приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета в организации
  • План работ по осуществлению ВУ
  • Должностная инструкция (функциональные обязанности) ответственного по ведению воинского учета
  • Форма 18
  • Заявление о постановке на ВУ
  • Журнал проверок осуществления воинского учета
  • Заверенные копии регистрационных документов

Обращаем Ваше внимание, что в зависимости от Администрации и военного комиссариата, требования к составу документов и бланку Формы 18 могут отличаться. Рекомендуем уточнить указанные данные перед обращением по постановке организации на воинский учет.

Вопрос: В какой срок необходимо оповестить военный комиссариат о смене ответственного лица за ведение ВУ?
Ответ: Законодательно этот срок не установлен, однако Методические рекомендации (рекомендации — ключевое слово) в п. 22 указывают, что проект приказа о назначении ответственного за ВУ согласовывается с ВК. При этом указано, что кандидатуру целесообразно согласовывать перед назначением на должность. Также перемещение и увольнение таких работников согласовывается с ВК. Обычно военные комиссариаты не занимаются согласованием кандидатур, а работают по уже предоставленным приказам.

Шаг 5. Подать документы в Администрацию(районную управу) и военный комиссариат.

После подачи документов необходимо получить от Администрации (районной управы) и военного комиссариата справку о постановке организации на воинский учет.

Вопрос: Какая именно организация осуществляет постановку на воинский учет — районная управа, военный комиссариат или администрация города?
Ответ: Регистрация организаций, обязанных осуществлять воинский учет в Москве, согласно административно-территориальному делению и законодательству о местном самоуправлении, осуществляется районными управами. В других городах — территориальной администрацией. Эти государственные органы осуществляют функции призывных комиссий. Именно они присваивают номер организации при постановке на воинский учет. После регистрации в этих органах работодатель регистрируется в военном комиссариате.

Вопрос: Головной офис организации находится в Санкт-Петербурге, компания имеет более 10 обособленных подразделений и филиалов. Необходимо ли вставать на учет по месту нахождения филиалов?
Ответ: Как правило воинский учет осуществляется по месту регистрации юридического лица, т.е. по месту нахождения центрального офиса организации. Законодательно не закреплена обязанность постановки на воинский учет обособленных подразделений организации, но в случае, если руководителем организации будет принято решение о постановке на воинский учет обособленных подразделений, то необходимо уточнить информацию в военных комиссариатах на местах о возможности такой постановки. При этом следует учесть, что процедура постановки, ведения ВУ и сверки будет идентична во всех филиалах.

Шаг 6. Направить сведения в военкомат по месту регистрации каждого военнообязанного сотрудника

Вопрос: Случается, что работник не предоставляет временную регистрацию, а по постоянному месту прописки он снят с воинского учета. Каким образом определять, к какому военкомату принадлежит адрес регистрации работника?
Ответ: Чтобы определить, к какому ВК относится адрес регистрации работника, можно предварительно позвонить в ВК для уточнения информации. Распределением подведомственности занимаются районные управы и Министерство обороны РФ. Адреса областных и районных ВК указаны на сайте Министерства обороны. Уточнить подведомственность также можно в районной управе.

Если сотрудник снят с воинского учета по месту регистрации, а информации о том, что работник состоит на воинском учете в другом месте по месту временной регистрации у Вас нет, то необходимо осуществить постановку на воинский учет данного гражданина по месту известной Вам регистрации. Для этого направьте в ВК по месту жительства (регистрации в паспорте) сведения о том, что гражданин обязан состоять, но не состоит на воинском учете, и сопроводительное письмо с просьбой оказать содействие о постановке данного гражданина на воинский учет.

При приеме на работу граждан, подлежащих воинскому учету и не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, необходимо выдавать им сведения по установленной форме. Эти сведения работники будут передавать в военкомат для постановки на воинский учет (Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. № 103 «О внесении изменений в Положение о воинском учете»)

Шаг 7. Регулярная актуализация данных по воинскому учету:

  • Вести номенклатуру дел и обязательные журналы
  • Обновлять картотеку военнообязанных и призывников (при наличии изменений)
  • Проверять у военнообязанных граждан документы и наличие обязанности постановки на воинский учёт
  • Оформлять работникам Листки сообщений и Направления для постановки на воинский учет по месту регистрации
  • Оповещать работников о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления, разъяснять воинские обязанности
  • Вести и актуализировать базу данных 1С или иной учетной системы
  • Проводить внутренние аудиты ведения воинского учета
  • Сверять данные личных карточек c военкоматом
  • Готовить для военного комиссариата обязательные формы и отчеты

Эту постоянную работу проводит ответственный за ведение ВУ работник или профессиональная команда консультантов, которым вы передали эту функцию.

Вопрос: Военный комиссариат отказывается принимать сведения о принятых и уволенных сезонных сотрудниках. Как быть в этой ситуации?
Ответ: Законодательство РФ об обороне и воинском учете не содержит исключений для организаций по ведению воинского учета сотрудников, принимаемых на работу по срочному трудовому договору.

Если сотрудник, принимаемый на работу не относится к категориям, перечисленным в п.15 Положения (Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719), т.е. к категориям, не подлежащим воинскому учету, организация обязана вести воинский учет таких сотрудников на общих основаниях. Направляйте такие сведения по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения, делайте отметки об отправке в журнале исходящей документации, а не приносите их лично в ВК.

Вопрос: Необходимо ли уведомлять ВК о переводе сотрудника на другую должность?
Ответ: Да, согласно приложению № 2 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) необходимо направлять сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете.

Вопрос: Необходимо ли проверять, стоит ли в паспорте у сотрудника отметка о приеме на воинский учет по месту прописки?
Ответ: Обязанность проверять отметки в паспорте лежит на работодателе. Эта обязанность закреплена в Методических рекомендациях. О том, что у военнообязанного нет отметки необходимо уведомить ВК и направить туда работника, выдав листок сообщения.

Вопрос: Если сотрудник затягивает свой поход в военкомат, наступает ли в этом случае ответственность организации и/или сотрудника? Если да, то какая?
Ответ: Работодатель обязан направить работников в ВК с листком сообщения и проконтролировать возврат отрывной части с отметкой ВК. Для этого ведется специальный журнал. Работодатель несет ответственность только за нарушение сроков отправки сведений. Так, например, Сведения об изменениях работодатель должен направить в течение 5 календарных дней со дня изменения соответствующих сведений. Для сотрудника с 1 октября 2023 года за нарушения в сфере воинского учета предусмотрены штрафные санкции в размере от 1000 до 30 000 рублей:

Вопрос: Каков порядок постановки на воинский учет в районную управу и в ВК? Ежегодный, разовый?
Ответ: Форма №18 ежегодно сдается в администрацию (районную управу) для подтверждения номера в комиссии по бронированию. Второй экземпляр формы №18 сдается в ВК также ежегодно. Третий — хранится у работодателя.

Вопрос: Какие штрафы предусмотрены за «неведение» воинского учета?
Ответ: Административной ответственности именно за «неведение» воинского учета нет. Есть штрафы, которые вытекают из общих обязанностей по ведению воинского учета. С 1 октября 2023 года на работодателя могут быть наложены штрафные санкции в следующем размере:

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения воинского учета составляет три года.

Вопрос: Предусмотрены ли проверки компаний по ведению ВУ? Есть ли график таких проверок? Кто проверяет?
Ответ: Да. В организациях, где число военнообязанных работников в количестве менее 500 человек — 1 раз в 3 года; в организациях, где на воинском учете состоит более 500 человек, — ежегодно. План проверок нигде не публикуется. Провести проверку может как сам ВК, так и ВК совместно с прокуратурой.

Ведение воинского учета — кропотливая и трудозатратная работа, которую можно передать профессиональным консультантам.

Специалисты СберРешений

  • проверят полноту и корректность данных ваших сотрудников
  • подготовят необходимые документы военно-учетного стола
  • возьмут на себя коммуникации с военными комиссариатами
  • проконсультируют по вопросам ведения воинского учет

Компаниям, которые ранее не вели воинский учет, мы поможем

  • сформировать картотеку военнообязанных и призывников
  • поставить организацию на ВУ в Администрации (районной управе) и военном комиссариате
  • подготовить и передать в ВК документацию по ведению ВУ

Передача воинского учета в СберРешения уменьшит нагрузку на специалистов отдела персонала и позволит избежать административной ответственности за неисполнение федеральных законов и других нормативных актов государственной системы РФ.

!

С 1 ноября 2024 года грядут серьезные изменения в сфере воинского учета — вводится в эксплуатацию Единый реестр Воинского учета, предназначенный для цифрового учета военнообязанных граждан.

Это означает, что у работодателя не будет больше права на ошибку, так как вся информация станет поступать в Реестр из других ведомств — от ФНС, МВД, СФР и пр.

Таким образом, военным комиссариатам станет проще отслеживать тех работодателей, которые не ведут воинский учет, либо ведут его ненадлежащим образом.

Напоминаем, что с октября прошлого года штрафы для юридических лиц за нарушения в сфере ведения воинского учета выросли до 500 000 рублей.

Принимая во внимание требования законодательства, повышенный интерес и контроль со стороны Государства в сфере воинского учета, а также увеличение размера штрафных санкций, если Вы до сих пор не начали вести воинский учет, либо у Вас есть сложности и сомнения в правильности ведения воинского учета, рекомендуем Вам передать данный функционал экспертам СберРешений.

Содержание страницы

  1. Основные задачи воинского учета в организации
  2. Граждане, подлежащие воинскому учету
  3. Выполнение Инструкции по ведению военно-учетной документации
  4. Составление плана работы военно-учетного стола
  5. Проверка военно-учетной документации
  6. Ответственность должностных лиц

Служба в армии является конституционной обязанностью военнообязанных граждан нашего государства. Все учреждения и организации страны должны вести воинский учет граждан призывного возраста. За ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство РФ предусматривает административную ответственность.

Вопрос: Где отражается выдача работнику сведений о гражданине, подлежащем воинскому учету, при принятии его на работу или увольнении его с работы? Можно ли отразить ее в личной карточке (форма N Т-2)? Несет ли ответственный за воинский учет работник организации ответственность, если бывший работник не представит эти сведения в военкомат?
Посмотреть ответ

О правовой базе, регламентирующей порядок данной процедуры, в частности, о пошаговой инструкции по ее проведению расскажем в этой статье.

Какие документы нужны для ведения воинского учета в организации?

Основные задачи воинского учета в организации

Согласно Федеральному законодательству воинский учет является формой учета соответствующих человеческих ресурсов с целью реализации воинской обязанности в невоенное время. Учетные мероприятия определяют количество и качество подлежащих мобилизации и призыву граждан и регламентируют плановую работу по систематизации их данных.

Какую отчетность, связанную с ведением воинского учета, организации представляют в военкомат?

Исходя из требований статьи 65 ТК РФ, при поступлении на работу каждый сотрудник обязан предъявить работодателю учетные документы: призывное удостоверение либо военный билет. С этой документацией руководитель или уполномоченное лицо ведет дальнейшую работу.

Важно! В обязанности специалиста, работающего с учетной документацией, входит проведение сбора, анализа, регистрации данных о призывных и мобилизационных ресурсах и их передача в соответствующие военкоматы.

Работы по бронированию на предприятиях лиц, находящихся в запасе, регламентируются инструкцией от 22.12.1999 N 144, утвержденной Постановлением специальной Межведомственной комиссии.

Согласно Пошаговой инструкции при количестве военнообязанных в организации не более 500 человек учетом занимается один из кадровых работников по совместительству. Если это число достигает отметки в 2000 человек, то для учетной работы выделяется одна штатная единица, до 4000 – две штатные единицы, до 7000 — необходимы 3 сотрудника. На каждых последующих 3000 военнообязанных сотрудников требуется по одному специалисту.

За соблюдение требований по воинскому учету в организациях несут ответственность их руководители.

Граждане, подлежащие воинскому учету

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):

  • мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
  • военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
  • успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
  • освобожденных от призыва в ряды ВС;
  • лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
  • граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
  • после прохождения альтернативной гражданской службы;
  • лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).

Выполнение Инструкции по ведению военно-учетной документации

Все работы, связанные с воинским учетом на предприятиях, делятся на два этапа:

  1. Проведение подготовительных мероприятий, включающих в себя регистрацию работодателя в военном комиссариате по месту, где будет осуществляться деятельность организации. Регистрация проводится в пятидневный срок после вхождения предприятия в ЕГРЮЛ.
  2. Состоит из мероприятий текущих: оформления личных карточек, информационной работы с соответствующей категорией работников, сверки полученных данных с последующей передачей в соответствующий военкомат.

Обработка данных новых работников включает в себя следующие мероприятия:

  1. Проверяется документация, предъявленная сотрудником.
  2. На каждого работника заводится личная карточка унифицированной формы (форма Т-2) либо его аналога, утвержденного нанимателем, в которую вносятся сведения, касающиеся его отношения к военной службе.
  3. Карточка заверяется подписью ответственного сотрудника, а также самого работника.
  4. В двухнедельный срок с момента поступления на работу извещение направляется в местный военкомат. Аналогичным образом военный комиссариат извещается об увольнении сотрудника.

В документах по воинскому учету содержится следующая информация:

  • ФИО, дата, место рождения, местожительство;
  • Семейное положение;
  • Основные антропометрические данные;
  • Образование;
  • Место работы;
  • Годность по здоровью к прохождению армейской службы;
  • Наличие военно-учетных специальностей и профпригодности касательно подготовки по ним;
  • Прохождение военной либо альтернативной службы или сборов;
  • Владение иностранными языками;
  • Наличие спортивных разрядов;
  • Наличие факта возбуждения (прекращения) уголовного дела или судимости.

Составление плана работы военно-учетного стола

Руководитель организации утверждает план, который составляется согласно приложению №17 к «Рекомендациям» или по образцу, разработанному им. Инструкция предусматривает указание точных сроков проведения мероприятий, а также должностную инструкцию работников, ведущих учет. Она прописывает следующие задачи:

  • Порядок ведения картотеки;
  • Подготовку годового плана;
  • Порядок обмена документацией с военным комиссариатом;
  • Ведение контроля над подлинностью документов и т.д.

Другой необходимый документ — журнал проверок, образец которого дается в приложении №1 к «Рекомендациям».

Помимо этого, в отдельных папках ведется учет входящей и исходящей документации: запросов, выписок, справок, переписки с местными военными комиссарами. Переписка ведется в 2 экземплярах, один из которых требуется направить адресату, а другой – подшить в отведенную для этого папку.

Срок хранения переписки с военкоматом составляет 3 года.

Проверка военно-учетной документации

Плановые и регулярно проводящиеся проверки по организации военно-учетных работ осуществляются военными комиссариатами вместе с иными ответственными должностными лицами (исполнительная власть, местное самоуправление).

Проверка относится к заполнению карточек по форме Т-2, наличию соответствующего журнала проверок, должностных приказов, касающихся военного учета и другим документам.

Для получения удовлетворительной оценки необходимо выполнение всех законодательных требований и реализация как минимум 70% намеченных планом на год мероприятий.

Производится также оценка правдивости предоставленных сведений. Отличная оценка выставляется, если нарушений и расхождений не обнаруживается.

По итогам проверок результаты фиксируются в соответствующем журнале и доводятся до сведения работодателя.

Ответственность должностных лиц

Организация работ по воинскому учету на предприятии является прямой обязанностью нанимателя. В соответствии с пошаговой инструкцией и юридическими нормами он обязан организовать комплектацию военно-учетного стола, обеспечивать документальное оформление военно-учетной документации при приеме на работу или увольнении военнообязанных сотрудников, способствовать проведению проверок представителями военкоматов.

В связи с этим п. 54 Положения предусматривает порядок ответственности граждан и должностных лиц, виновных в неисполнении обязанностей по воинскому учету, в соответствии с законодательством РФ.

Согласно статьям 21.1, 21.3, 21.4 КоАП РФ за несвоевременное предоставление военно-учетной документации в органы, осуществляющие соответствующий учет, руководители или иные должностные лица организации подвергаются штрафу в размере от 300 до 1000 рублей.

Внимание! При неоповещении граждан об их вызове в вышеуказанные органы или необеспечении их своевременной явки со стороны должностных лиц организации, последние несут ответственность по статье 21.2 КоАП, предусматривающей штраф 500-1000 рублей.

При умышленной порче либо уничтожении учетной документации также предусматриваются соответствующие административные наказания в виде штрафов.

В зависимости от масштабов организаций, проверки производятся с различной периодичностью, установленной соответственными нормативными документами. В частности, компании, в штате которых содержится более 500 человек, подвергаются ежегодным проверкам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Вертекс флуконазол вертекс инструкция по применению капсулы
  • Gsm модуль для шлагбаума инструкция
  • Сигнализация шериф 5btx900lcd инструкция
  • Casio ct x800 инструкция
  • Немозол инструкция по применению взрослым дозировка