Яйцо травмы по методу мюррей инструкция

Технологии «Яйцо травмы» М. Мюррей и «Яйцо радости» О. Андронниковой в работе с психологической травмой

Переживание насилия в детском возрасте в современной литературе часто называют детскими травмами [3], неблагоприятным детским опытом [15] или жестоким обращением с ребенком [23]. Такие травмы могут возникать в результате переживания или наблюдения ребенком событий, включающих различные формы жестокого обращения, семейные проблемы, насилие, стихийные бедствия, утраты, пренебрежение, серьезные заболевания и околосмертный опыт. Несомненно, большинство переживаний компенсируются, однако часть событий, переработка которых затруднена, могут привести к психологическим последствиям, в том числе к расстройствам психического здоровья, эмоциональным проблемам, физическим недугам [2].

Согласно исследованию A.P. Giardino, M.A. Lyn, E.R. Giardino [8], жестокое обращение, пережитое в детском возрасте, может оказывать пагубное воздействие на физическое развитие и психосоциальное благополучие человека в течение всей его жизни. Изучение долгосрочных последствий жестокого обращения, пережитого в детском возрасте, подтвердило достоверную связь между невзгодами в детстве, деструктивным поведением и нарушением психического здоровья на протяжении всей жизни (исследования M.A. Bellis с соавторами [3]; M. Bellis с соавторами [4]; A.F. Koball с соавторами [11]; E.T.C. Lippard, C.B. Nemeroff [13]; N. Mantovani, J. Smith, [15]; S.D. Layfield с соавторами [12]). Анализ последствий жестокого обращения в детстве выявил, что оно увеличивает риск развития психических расстройств (например, расстройства настроения и тревожные расстройства, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), антисоциальные и пограничные расстройства личности, а также расстройства, связанные с употреблением алкоголя / психоактивных веществ) [13].

S. Kisely, L. Strathearn, J.M. Najman в своем исследовании отмечают отдаленные последствия различных видов насилия. Авторы доказали, что физическое насилие имеет сильную связь с депрессией, а сексуальное насилие — с посттравматическим стрессовым расстройством. Множественные формы злоупотребления, связанные с хроническим и разнородным насилием (сложная травма), по данным авторов, приводили к наихудшим результатам [10]. Последствия сложной травмы, согласно исследованию R. Price-Robertson, P. Rush, L. Wall, D. Higgins, могут приводить к сочетанию одновременно возникающих симптомов и широкого спектра когнитивных, аффективных и поведенческих расстройств [7; 20]. Кроме того, люди со сложной травмой могут демонстрировать неспособность общаться с другими, регулировать свои эмоции [9; 13], они беспомощны в отношении своей жизни [14] и обеспечения личной безопасности, имеют соматические симптомы [10].

Особое внимание в исследованиях отечественных и зарубежных авторов уделяется связи жестокого обращения в детстве с психическими расстройствами [13; 16]. L. Marques-Feixa с коллегами отмечает, что жестокое обращение в детстве ассоциируется с нарушением регуляции систем, опосредующих стресс, что увеличивает риск психических и физических проблем со здоровьем [16].

Исследование нейробиологических основ реагирования на жестокое обращение в детстве позволило авторам выявить скрытые нейробиологические изменения, которые могут повышать уязвимость к психопатологии в детстве и подростковом возрасте (L. Marques-Feixa с соавторами [16]; D.S. Busso с соавторами [5]; M.H. Тeicher с соавторами [22]).

Изучая клинические последствия жестокого обращения в детстве, E.T.C. Lippard и C.B. Nemeroff выделяют стойкие изменения в системе гипоталамус — гипофиз — надпочечники, которые увеличивают риск возникновения расстройств настроения и могут способствовать более пагубному течению последствий [13]. Авторы также описывают основные механизмы, с помощью которых жестокое обращение в детстве может повышать риск возникновения расстройств настроения и прогрессирования заболевания. Данные исследования дают представление об изменяемых целях и окнах эффективности воздействия и указывают направление для улучшения как лечебных, так и профилактических стратегий. Понимание биологии детских травм и их последствий поможет установить цели для вмешательства и профилактики.

Таким образом, последствия жестокого обращения с детьми требуют вмешательства не только для предотвращения ситуаций насилия, но и в рамках реабилитационных воздействий для нивелирования последствий травматического опыта. Поэтому важным выступает разработка технологий, позволяющих реализовать психологическую помощь и поддержку для предотвращения последствий.

Необходимо отметить, что вмешательства, предназначенные для предотвращения или лечения симптомов травматического стресса, существуют в психологии, психотерапии, фармакотерапии, дополнительных и альтернативных методах лечения. Первично в фокусе внимания специалистов находятся технологии профилактики последствий детских травм в ситуации, когда травмирование уже произошло, а симптомы травматического стресса еще не развились. Для детей, которые уже испытывают такие симптомы, лечение призвано привести к ремиссии посттравматического стрессового расстройства, уменьшению симптомов и улучшению функционирования

Для устранения симптомов травматического стресса принято использовать несколько различных психотерапевтических вмешательств: когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), ориентированная на травму (TF-CBT); детско-родительская психотерапия (CPP), направленная на регуляцию аффекта у ребенка и родителей, изменение неадаптивного поведения и взаимодействия членов семьи; компонентная терапия травм и горя (TGCT), в рамках которой идет обработка травматических переживаний, преодоление напоминаний о травмах и посттравматических последствий и возобновление прогресса в развитии; десенсибилизация и повторная обработка движением глаз (EMDR); диалектическая поведенческая терапия (ДПТ), направленная на регуляцию эмоций; модель устойчивости к травмам (TRM), которая направлена на восстановление нарушенной связи с телом; нарративная экспозиционная терапия (NET) и др. [21].

В нашем исследовании в качестве одной из технологий работы с травматическим детским опытом представлена технология М. Мюррей в преломлении к использованию на русскоязычной выборке и модификации под задачи современной психотерапии [19].

«Яйцо травмы» по методу М. Мюррей

Суть метода М. Мюррей заключается в достижении гармонии и становлении уравновешенной личности в контексте четырех потенциалов: духовном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом. Рассматривая действие травмы в области эмоций по аналогии с реакцией тела в ситуации травмирования, автор выделяет основные защитные механизмы (подавление чувств, обезболивание и отвлечение), приводящие при чрезвычайных стрессорах к зависимому поведению.

«Яйцо травмы» было разработано М. Мюррей как средство лечения эмоциональной травмы. Совместно с техниками «Круги близости», «Синдром Сциндо» и «Кирпичики выживания» оно составляет то, что известно как метод Мюррей [19].

Заполнение нарисованного на листе «яйца травмы» позволяет человеку провести инвентаризацию эмоционально травмирующих и болезненных событий, которые произошли на протяжении всей его жизни от рождения до момента диагностики. Еще более важно, что это упражнение помогает определить травмирующие личные убеждения, возникшие в результате этих событий, и те чувства, которые данным событиям сопутствуют. Так, если ребенок часто переживает отвержение, то у него возникает убеждение, позволяющее объяснить, почему от него отказались. Например, он может быть убежден, что он недостаточно хорош. Такие убеждения определяют в дальнейшем жизнь человека, лишают возможности понимать настоящие эмоциональные потребности, приводят к аддиктивному поведению.

М. Мюррей рассматривает структуру личности как сочетание частей: «Естественный ребенок» (ЕР), «Плачущий / обиженный ребенок» (ПОР), «Контролирующий ребенок» (КР). Исторически первой, по мнению автора, появляется часть, названная «Естественный ребенок» («Изначальный ребенок»). Данная часть появляется с рождения и выступает как целостное, нефрагментированное явление. «Естественный ребенок» обладает качествами и наделен способностями, креативностью, умением ощущать полную гамму чувств, духовностью, сексуальностью и т.д. Он способен проживать всю гамму чувств, не разделяя ее на приемлемые и неприемлемые.

Однако несовершенство мира, те опасные ситуации, в которые ребенок попадает, негативные чувства приводят к накоплению «моря боли», содержащего целый ряд негативных чувств и переживаний, которые ребенку не позволяется выражать: грусть, страх, злость, одиночество, беспомощность и т.д. Это структурное состояние («море боли») названо автором «Плачущий / обиженный ребенок». «Плачущий ребенок» возникает как результат воздействий внешней среды и несовершенства мира, однако играет крайне важную роль в структуре личности. Через страдания, травмы и боль «Естественный ребенок» овладевает умением понимать чувства других людей, учится состраданию, заботе, сочувствию, нежности.

Долго находиться в состоянии «Плачущего / обиженного ребенка» крайне сложно, поэтому активизируется врожденный защитный механизм для защиты от него — «Контролирующий ребенок». В задачи «Контролирующего ребенка» входит прекращение боли, для чего используются любые врожденные способности и разнообразные возможности окружающего мира.

Чаще всего «Контролирующий ребенок» применяет два вида защиты после подавления болезненных чувств:

  1. обезболивание (едой, сексом, лекарствами, алкоголем, наркотиками, никотином и другими химическими веществами);

  2. отвлечение (отношениями с другими людьми: школа, спорт, музыка, телевизор, компьютер, церковь).

В ситуации, когда механизмы защиты действуют на протяжении длительного времени, а психотравмирующие факторы не устраняются, возникают вредные привычки, зависимое поведение. «Естественный ребенок» и «Плачущий / обиженный ребенок» подавляются, что приводит к утрате способности воспринимать жизнь во всем ее многообразии, ощущать свои чувства, желания, потребности. Очень часто при таком подавлении человек испытывает дефицит сил. Однако у «Контролирующего ребенка» также существует позитивная сторона. Именно часть «Контролирующий ребенок» позволяет научиться ответственности, соблюдению здоровых личных границ по отношению к другим людям.

В результате образуется гармоничное или дисгармоничное сочетание личностных структур. Гармоничное (сбалансированное) сочетание включает в себя равновесные ЕР, КР, ПОР, что составляет основу зрелой личности, способной к эмпатии и сочувствию, обладающей здоровыми границами. Дисгармония в пропорции структур приводит к нарушению функционирования. Так, если ЕР не развит и не проявляется в повседневной жизни при больших ПОР и КР, то человек выступает то обидчиком, то жертвой, включаясь в психологические игры по типу треугольника Карпмана. В данном варианте человеку не свойственна радость, удовлетворенность, ощущение полноты жизни. Несколько по-другому выстраивается жизнь личности с доминирующим ПОР. В этом варианте возникает сценарий «вечная жертва» с соответствующими чувствами жалости к себе, слезливости, обиды, беспомощности. Если ведущей структурой становится КР, то возникает сценарий «контролер-манипулятор» с уверенностью, что все можно и нужно проконтролировать [19].

На базе подавленных болезненных переживаний и неосознаваемых защитных механизмов могут образоваться и другие дисгармоничные сочетания структур. Так, если «Плачущий ребенок» не получает удовлетворения своих нужд, а «Контролирующий ребенок» устает его подавлять, образуется «Разгневанный бунтующий ребенок» (РБР) как открыто агрессивное образование. Еще один вариант нездоровой комбинации — когда КР и ПОР сливаются с частью ЕР и образуется «Упрямый эгоистичный ребенок» (УЭР). Оба эти варианта — РБР и УЭР — не несут ответственность за свои действия, воспринимая себя жертвами даже там, где являются агрессорами.

Задача терапии состоит в достижении уравновешенной здоровой личности — это заново интегрированная и сбалансированная личность, усвоившая опыт жизни, позитивно чувствующая, ответственная, зрелая. «Яйцо травмы» было разработано М. Мюррей как часть лечения, направленного на проработку травматического содержания, освобождения от болезненных детских переживаний, помощь в понимании влияния травматического опыта на жизнь. Традиционно это упражнение используется в групповом формате, однако индивидуальная терапия также показывает хорошие результаты.

Представим инструкцию клиенту в классическом варианте по М. Мюррей [6; 19].

Рисование «яйца травмы» в классическом варианте по М. Мюррей

  1. Используйте чистый лист бумаги (в идеале 11×14 или больше), фломастеры, цветные ручки или карандаши.

  2. Нарисуйте большой овал (яйцо) на весь лист.

  3. Примерно на три четверти высоты нарисуйте пунктирную линию поперек овала.

  4. Выберите 8–10 событий в вашей жизни, которые были наиболее болезненными или трудными. Обычно это события, в которых было глубокое разочарование, предательство, тревога или насилие. Думайте о временах, когда вы были смущены или разочарованы или когда вы были вовлечены в какой-то кризис.

  • Начните с самых ранних событий, которые вы можете вспомнить из раннего детства. Для каждого события нарисуйте небольшой простой рисунок или символ и разделите его небольшой кривой. Не используйте слова — только рисунки или символы.

  • По мере записи событий овал станет похож на соты (см. рис. 1). Продолжайте добавлять события из различных фаз вашей жизни — дошкольного возраста, начальной школы, подросткового возраста, молодости — до настоящего времени. Заполните овал до пунктирной линии. Таким образом, события последних лет находятся вверху, а самые ранние — внизу.

Обсуждение «Яйца травмы» в классическом варианте по М. Мюррей

Цель обсуждения состоит в том, чтобы пройти через всё «яйцо травмы», определить ключевые чувства и формулировку миссии. Для этого клиентов просят кратко описать каждый рисунок, подробно рассказать о своих чувствах и сформулированных миссиях. В рамках обсуждения клиенту задают вопросы: «Как вы думаете, что вы говорили себе о себе в этот момент, в это время?» и «Что вы тогда чувствовали?» После того как клиент просмотрел и обсудил все рисунки, его побуждают задуматься над всей картиной и дополнить (не задумываясь) предложенные ниже четыре начатых предложения (четыре жизненные миссии человека):

  1. Жизнь…

  2. Люди…

  3. Я…

  4. Поэтому я…

Ключевым моментом данной части является определение миссии клиента, которая была бессознательно сформирована его негативным опытом. Зачастую именно данная миссия лежит в основе нарушения адаптации, и без ее проработки невозможно выработать новые способы реагирования на жизнь.

В нашей модификации использование «яйца травмы» предполагает несколько другую инструкцию.

Рисование «яйца травмы» в модификации

  1. Возьмите чистый лист бумаги (в идеале ватман или больше, но можно и кусок обоев), фломастеры, цветные ручки или карандаши.

  2. Нарисуйте большой овал (яйцо) на весь лист. На высоте ¾ нарисуйте пунктирную линию и подпишите «Настоящее время».

  3. Нарисуйте гнездо в основании яйца.

  4. Подумайте о своем отце: в нижнем левом углу напишите «Отец» и перечислите слова, чтобы описать вашего отца, — как положительные, так и отрицательные.

  5. Подумайте о своей матери: в правом нижнем углу напишите «Мать» и перечислите слова, описывающие вашу маму, — как положительные, так и отрицательные.

  6. Поразмышляйте над своими семейными правилами: в верхнем левом углу запишите свои семейные правила — устные или невысказанные; например, «Будь хорошим», «Жизнь трудна», «Старайся больше», «Если ты не идеален, ты ничего не стоишь», «Будь героем», «Зарабатывай деньги» и т.д.

  7. Подумайте о своей роли в семье: в правом верхнем углу запишите свои семейные роли; например, «проблемный ребенок», «семейный клоун», «хорошая дочь», «козел отпущения» и т.д.

  8. Заполните яйцо и гнездо, записывая в него травматические события и переживания, отмечая их полосой, ширина и цвет которой зависит от степени субъективного восприятия влияния травмы. Гнездо — это все события, которые могли дать болезненные реакции для семьи, влияющие на клиента, но не пережитые им в непосредственном опыте. Туда могут относиться: условия прохождения беременности, события в семье и стране, влияние на эмоциональную и телесную сферы. Записать все события, предшествующие рождению. В том числе важные события из родовой истории семьи: что знаете о бабушках, дедушках, что вас травмировало — бедность семьи, голод, раскулачивание и др.

В яйце снизу вверх необходимо записывать травмирующие события от момента рождения до сегодняшнего дня. В самом яйце фиксируют чувства, возникающие в результате его переживания. Возраст и само событие вносится справа от яйца. Разные события обозначаются разным цветом (цвет выбирается интуитивно, к какому фломастеру потянется рука, тот и берите).

Ширина полосы в яйце зависит от субъективной оценки степени влияния травмирующего события. Заполните все события от момента рождения до настоящего времени, опираясь на внутренние переживания, даже если сейчас детские чувства кажутся незначительными. Включите в яйцо все события, содержащие глубокое разочарование, предательство, тревогу или насилие.

Обсуждение «яйца травмы» в модификации

1. Описывать события можно начать на консультации, затем дать клиенту не менее недели на описание событий в «яйце травмы».

Затем все события, начиная с «Гнезда», обсуждаются с консультантом. Необходимо прорабатывать все события любым из принятых в современной психотерапии методом для удовлетворения потребностей «Плачущего ребенка». В любом случае в фокусе нашего внимания — чувства и переживания клиента, которые прорабатываются в контексте восстановления безопасности, признания, что с клиентом «все ок», восстановление ощущения стабильности мира и подконтрольности. Из технологий работы с негативными жизненными событиями особенно часто используются методы арт-терапии для работы с чувствами, гештальт-диалоги, визуализация, работа с внутренними модальностями, фразы-решения, технологии семейной терапии и др. Так, если клиент не может самостоятельно удовлетворить потребности «Плачущего ребенка», терапевт берет на себя эту функцию: «Если бы я была твоей мамой, я бы тебе сказала…»

В рамках переработки травматических переживаний происходит трансформация болезненного опыта. В ситуации, когда травмирующих событий много, их проработка может быть разбита на блоки.

I блок «яйца травмы»: «Гнездо», где обсуждаются болезненные события семьи: условия прохождения беременности, важные события, предшествующие рождению. Часто «Гнездо» делится на две части с учетом отцовского и материнского влияния на ребенка (см. рис. 2).

II блок «яйца травмы»: детские переживания. Рассказывая о детских переживаниях, клиент часто испытывает чувство ненужности, покинутости, страха, стыда. Хорошо здесь работают техники гештальт-терапии, диалога частей «Ты — большой, как можешь помочь маленькому?», техника свободного стула. Важно создать связь между маленьким (ПОР) и взрослым Я. Хорошо работают вопросы типа «Кто тогда помог тебе справиться? А как ты можешь помочь себе?».

III блок «яйца травмы»: школьные годы — это период важности построения межличностных отношений. Подростку важно чувствовать собственную нужность и успешность. Именно в этот период подросток может испытывать острое чувство одиночества. Клиент рассказывает о том, какие чувства испытывал в травмирующей ситуации. Терапевт интересуется, чему его научила каждая ситуация.

IV блок «яйца травмы»: мужчина и женщина. Задача терапевта — помочь клиенту выразить чувства по каждой ситуации, пережить их, отпустить. В рамках анализа спрашиваем, когда ты еще переживал такие чувства, были ли повторы ситуаций. Важно выяснить, научился ли с этими чувствами справляться.

2. Можно проанализировать цветовое совпадение разных травматических событий. Для этого необходимо выяснить индивидуальное восприятие цвета, выбранного для обозначения события и выделения типа переживания.

3. После проработки травматических событий необходимо выяснить когнитивную установку клиента, возникшую в момент травмирования, и сформулировать навык, который клиент получил или не получил в результате события. Определение когнитивной установки важно исходя из убеждения, что неблагоприятные жизненные события порождают ограниченные убеждения. Для их выявления можно воспользоваться технологией «Незаконченные предложения». В верхней части яйца клиента просят написать «Миссию», начиная с «Жизнь… Люди… Я… Поэтому я буду…».

Главный вопрос при работе с «яйцом травмы» на этой стадии: «Чему научился в травмирующей ситуации? Чему не научился?» Обычно первый вопрос о позитивном навыке вызывает у клиента отторжение, и возникает необходимость помогать в его формулировке и принятии. Работа начинается с вопроса: «Чему ты научился в результате этой ситуации? Какие приобрел навыки, которые сделали тебя таким, какой ты есть? Может быть, что-то, что помогло тебе в дальнейшем в твоей жизни?» После появления ответа о навыке (например, выживать) необходимо попросить клиента записать его напротив события с левой стороны и посмотреть, есть ли еще события, которые связаны с формированием этого же навыка.

После проработки всех травматических событий с точки зрения наработки навыков (или, наоборот, чего-то, чему так и не научился, остается задача получения навыка) у клиента меняется взгляд на жизненную историю. Возникают ощущения повышения жизнеспособности, повышается реестр эффективных копинг-стратегий.

4. Важно выделить общие темы в неблагоприятном опыте клиента; например, пренебрежение, брошенность, завышенные ожидания, отчаяние и т.д.

5. Дальше необходимо выявить основные навыки клиента, сформированные травматическими событиями, и выяснить, как данные навыки применяются в настоящее время. Так, например, если основной навык клиента «героически преодолевать препятствия», то какие события жизни позволяют ему основной навык использовать. Важным вопросом тут выступает, умеет ли клиент жить без необходимости основного навыка и что происходит с ним, если данный навык не востребован. В данном анализе мы часто обнаруживаем, что сформулированный первичный навык приводит к тому, что клиент бессознательно воссоздает в своей жизни события, позволяющие этот навык применять.

6. В конце работы с «яйцом травмы» предлагается пересмотреть свою миссию. Клиенту предлагается переформулировать миссию так, как она звучала бы, если бы в жизни не было переживания травм и неблагоприятных переживаний. Предлагают переписать свою жизненную миссию так, чтобы она вдохновляла.

В процессе проговаривания событий из «яйца травмы» часто возникает образ плачущего, обиженного ребенка, что свидетельствует о нарушении базовых потребностей человека. В данном случае применяется работа с плачущим / обиженным ребенком.

Клиента просят нарисовать (слепить, создать) образ ПОР, проговорить, какие детские защиты использует сейчас, проработать их. Например, ПОР может запрещать себе чувствовать, уходить из конфликтной ситуации в работу или начинает болеть.

Существует ряд вопросов к ПОР, позволяющих провести анализ основных неудовлетворенных потребностей данной структуры личности.

  1. Рассказать об образе.

  2. Как он живет в тебе?

  3. Как ты к нему относишься?

  4. Когда он главный, берет верх, что с тобой происходит?

  5. Как часто берет верх?

  6. Можешь ли ты тогда оставаться взрослым?

  7. Как ты себя в это время чувствуешь?

  8. Сколько ему лет?

  9. А если подальше посадить (рисунок на стул и отодвинуть)? Какая она (он)?

  10. Как смотрит на тебя?

  11. Чего от тебя хочет?

  12. А ты ее (его) можешь полюбить?

  13. Как и когда ты ему это даешь?

  14. А ты от него?

  15. Кто в твоей жизни говорил главные слова?

В рамках организации терапевтического диалога с образом ПОР клиента могут попросить сесть на стул (вместо рисунка), войти в образ, рассказать о потребностях и переживаниях ПОР. В рамках терапевтического диалога часто возникает вопрос доверия со стороны ПОР. В случае если ПОР не верит, нужно обозначить эту ситуацию для клиента: «Твой обиженный ребенок может сомневаться в твоей искренности, ты нечасто его / ее жалел(а) и похоже совсем не любил(а). Ты готов(а) это делать снова и снова, чтоб он / она тебе доверял(а)? Представь, что кого-то важного для себя ты оставил(а) без внимания, а потом пришел / пришла через 10 лет и хочешь, чтобы тебе сразу поверили?»

После такой работы рекомендуется дать домашнее задание клиенту:

  1. составить список из 100 пунктов о том, как порадовать своего «Обиженного ребенка», что может поднять настроение твоему обиженному ребенку;

  2. найти и реализовать 5 способов порадовать своего обиженного ребенка сегодня;

  3. подумать, как ты можешь облегчить боль своего плачущего ребенка?

«Обиженного ребенка», после работы с ним, можно перерисовать.

Кроме того, важна работа с «Контролирующим ребенком». Клиента просят нарисовать (слепить, создать) образ КР и организуют с ним диалог. В процессе диалога идет анализ того, какие защиты использовал КР в детстве и какие сейчас. Например, в сложной ситуации клиент может идти есть, пить, спать и др. Могут возникнуть специфические состояния или фокусы внимания: мужчин нет вокруг… или женщин.

Вопросы к «Контролирующему ребенку», позволяющие выявить основные технологии совладания с болью:

  1. Каким способом КР облегчал вашу боль в детстве?

  2. Какие способы есть сейчас?

  3. Каким образом он устанавливает границы с внешним миром?

  4. Или не устанавливает?

  5. Чего КР от вас хочет?

  6. Говорит ли он НЕТ, когда хочет сказать ДА?

  7. Говорит ли он ДА, когда хочет сказать НЕТ?

Таким образом, работа с «яйцом травмы» позволяет по-новому взглянуть на события жизни, бросить вызов своим основным травмирующим убеждениям и поменять их.

«Яйцо радости» (О.О. Андронникова)

Теория М. Мюррей включает в себя идею психологической заморозки чувств для обезболивания и защиты от случившегося. Работая с «яйцом травмы» и прорабатывая «море боли», образы КР и ПОР, мы обратили внимание, что снижение болевых ощущений не всегда дает необходимый эффект. Гармонизируя структуру личности, многие клиенты не могут разрешить себе получать удовольствие и радость от жизни, а иногда не имеют представление, как это делать. Данная ситуация приводит к перекосу восприятия жизни как страдания, наполненного лишениями и потерями. В этом контексте возникла потребность в технологии, дающей разрешение на радость и удовольствие от жизни и изменяющей фокус внимания клиента с негативных событий жизни на радостные моменты. Сразу необходимо отметить, что работа с «яйцом радости» зачастую вызывает в клиентах более острый отклик и кажется более сложной, чем с «яйцом травмы».

Несмотря на то, что роль радости в жизни человека в теоретических и эмпирических работах исследована недостаточно, в современной науке определено, что ощущение радости дает человеку возможность освоить новые когнитивные и поведенческие навыки и сформировать новые социальные отношения и навыки, что повышает устойчивость к будущим препятствиям или угрозам [17].

Модификация метода М. Мюрей (автор — О.О. Андронникова), касающаяся работы с восстановлением способности к радости, по нашему мнению, особенно важна для работы с клиентами русской национальности. В России, по мнению многих авторов, существует общественный запрет на переживание и выражение радости.

Радость и удовольствие входят в реестр базовых эмоций, однако распространенная жизненная модель многих людей, переживших травму, — запрет на радость [1; 17; 18].

Рисование «Яйца радости»

  1. Используйте чистый лист бумаги (в идеале ватман или больше), фломастеры, цветные ручки или карандаши.

  2. Нарисуйте большой овал (яйцо) на весь лист. На высоте ¾ нарисуйте пунктирную линию и подпишите «Настоящее время».

  3. Нарисуйте гнездо в основании яйца.

  4. Заполните яйцо и гнездо, записывая радостные события и переживания, отмечая их полосой, ширина и цвет которой зависит от степени субъективного восприятия радости.

«Гнездо» — это радостные события в семье, предшествующие рождению, т.е. все события, которые в семье считали радостными и которые есть в семейной истории. Для работы могут понадобиться вопросы типа: «Что в семье считается радостью?», «Какие радости в семье приняты?» Например, мама всегда говорила: «Самая большая радость — удачно выйти замуж». Или парадоксальная радость: умерла бабушка, и это позволило двум людям быть вместе, т.е. это горе, которое радость.

В «яйце радости» снизу вверх записывают радостные события от момента рождения до настоящего времени. В самом яйце фиксируются чувства, которые испытывали, справа от яйца — возраст и само событие. Разные события можно обозначать разным цветом. Цвет выбирается спонтанно, к какому фломастеру рука потянется. Ширина полосы в «яйце радости» зависит от значимости радостного события.

Обсуждение «Яйца радости»

1. Описывать события можно начать на консультации, затем дать клиенту возможность добавлять радостные события, которые будут вспоминаться, в «яйцо радости».

2. Обсуждение радостных событий начинается с анализа «Гнезда».

3. Далее обсуждаются все события, которые клиент выделяет как радостные в самом яйце. Важным при обсуждении выступает анализ того, совпадает ли представление о радости в семье клиента и у него самого. Также важно то, какие детские радости вспоминаются первыми. Проводя анализ чувств и переживаний, которые возникают у клиента при обсуждении радостных событий, необходимо сгруппировать их в блоки и проанализировать, какой тип событий максимально связан с радостью.

4. На этом этапе идет выявление типов радости клиента, расположенных в яйце. Так, например, присутствует ли у клиента:

  • радость от общения;

  • внутренняя радость, не связанная ни с чем;

  • радость, когда вся семья собирается за столом;

  • радость, когда дарят подарки;

  • когда все уезжают далеко и я с ними, а у кого-то радость, что остался один;

  • другое.

Рассматривая типологию радости, необходимо не только охарактеризовать типы, но и выявить ведущие характеристики радости для конкретного клиента. Для этого можно опираться на феноменологию C.M. Meadows [18], который выделил три основных измерения радости:

  1. возбужденная радость (интенсивна и требует высокой энергии, включает в себя состояние свободной активации, готовности к действию) или безмятежная радость (дает чувство гармонии и единства, направлена на восстановление равновесия тела);

  2. индивидуальная (переживаемая индивидуально) или партнерская / аффилиативная (которой делятся с другими) радость;

  3. предвосхищающая (когда исполнение какого-либо желания кажется неизбежным) и завершающая (возникает, когда желание уже исполнено) радость.

Такая характеристика позволяет выявить предпочтения в переживании радости и степень гармоничности их сочетания в каждом конкретном случае. Рассматривая описания радости, необходимо отметить, что они могут касаться таких феноменов, как гармония и единство, ощущение энергии, потенции и жизненной силы, превосходство как выход за пределы обычного существования, свобода мысли и физическая свобода, измененное восприятие реальности. При анализе необходимо отметить, какие из перечисленных феноменов максимально актуальны для клиента.

5. Важным пунктом анализа выступает выявление типов радости, которые отсутствуют в «яйце радости». Например, может отсутствовать внутренняя радость и гармония сама по себе, радость от ухода за собой, радость от деятельности, радость от отдыха и др. В этом случае необходимо выявить, были ли данные типы радости в жизни клиента в принципе, и если нет, расширить реестр получения радости и удовольствия через упражнения, домашние задания на отсутствующие в яйце способы.

Проведение анализа распределения радостных событий по областям (индивидуальная радость; семейные радости; от общения с супругом (партнером); от общения с родителями (детьми) и др.) позволяет выявить те зоны жизни человека, в которых может быть низкий уровень энергии и присутствуют ограничивающие убеждения или запрещающие установки. Работа с ограничивающими убеждениями или запрещающими установками позволяет гармонизировать ситуацию.

Так как анализ позволяет обнаружить, какие есть области, где клиент не получает удовольствия, то это актуализирует домашнее задание через ответы на ряд вопросов: «Что ты будешь делать для восполнения радостей сегодня?», «Чего тебе не хватает?», «Научиться получать радость от… (чего не хватает клиенту, перечисляет он сам)».

Можно данную работу проводить через образ «Радостного / довольного ребенка», которого предлагают нарисовать (слепить, создать) и организуют с ним диалог. Можно для данной цели воспользоваться образом «Естественный ребенок», однако по опыту работы с русскоязычной аудиторией образ «Радостного / довольного ребенка» воспринимается легче и понятнее.

6. Отдельное внимание уделяется выделению представлений (установок) о радости в семье. Клиента просят выделить и записать все высказывания (или послания), которые были связаны с радостью в семье. Анализ высказываний позволяет определить индивидуальное отношение к радости, запреты на радость и удовольствие. В этом случае необходимо проработать негативные установки, прийти к разрешению радоваться и получать удовольствие.

7. На следующем этапе клиент отвечает на вопрос, как можно добавить радости в жизнь.

Таким образом, работа с «яйцом радости» позволяет клиенту осознать свое отношение к жизни и столкнуться с установками и представлениями, не позволяющими перестраивать свою жизнь.

Комплексная работа с технологиями «Яйцо травмы» и «Яйцо радости» позволяет более эффективно прорабатывать травматический опыт неблагоприятных событий, корректируя личностные структуры и освобождая от напряжения. Если печаль и страдание, связанные с негативным опытом прошлого, трансформированы и правильно расположены в истории жизни человека, так что они будут интегрированы и осмыслены, то к человеку возвращается способность радоваться. Таким образом, структурная работа с травматической историей жизни и радостью в жизни позволяет трансформировать негативные ситуации и условия, интерпретируя их в позитивном ключе. Радость является результатом признания своей внутренней интеграции, в результате которой человек осознает, что его страдание и горе (на биологическом и психологическом уровнях, соответственно) согласуются с историей его жизни и жизненно важны для нее.

Список источников

  1. Березина Т.Н. Радость и удовольствие как базовые эмоции // Психология и психотехника. 2012. №7. C. 40–47.

  2. Гурина Е.С., Кошенова М.И. Работа психолога с детской травмой: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. 311 с.

  3. Bellis M.A., Ashton K., Hughes K., Ford K., Bishop J., Paranjothy S. Adverse Childhood Experiences (ACEs) in Wales and their Impact on Health in the Adult Population // European Journal of Public Health. 2016. Vol. 26, Issue suppl. DOI: https://doi.org/10.1093/eurpub/ ckw167.009

  4. Вellis M., Hughes K., Hardcastle K., Ashton K., Ford K., Quigg Z., Davies A. The Impact of Adverse Childhood Experiences on Health Service use Across the Life Course Using a Retrospective Cohort Study // Journal of Health Services Research and Policy. 2017. Vol. 22, Issue 3. Pp. 168–177. DOI: https://doi.org/10.1177/1355819617706720

  5. Busso D.S., Mclaughlin K.A., Brueck S., Peverill M., Gold A. L., Sheridan M.A. Child Abuse, Neural Structure, and Adolescent Psychopathology: A Longitudinal Study // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2017. Vol. 56, Issue 4. Pp. 321–328. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jaac.2017.01.013

  6. Dahlen U., Colpitts D., Green Ch. The Trauma Egg as an Intervention with the Spouses of Sexually Addicted Men // Sexual Addiction & Compulsivity. 2008. Vol. 15, Issue 4. Pp. 346–354. DOI: https://doi.org/10.1080/10720160802516336

  7. Fadel E., Boeker H., Gaertner M., Richter A., Kleim B., Seifritz E., Grimm S., Wade-Bohleber L.M. Differential Alterations in Resting State Functional Connectivity Associated with Depressive Symptoms and Early Life Adversity // Brain Sciences. 2021. Vol. 11, Issue 5. P. 591. DOI: https://doi.org/10.3390/brainsci11050591

  8. Giardino A.P., Lyn M.A., Giardino E. R. Introduction: Child Abuse and Neglect // A Practical Guide to the Evaluation of Child Physical Abuse and Neglect. Switzerland AG: Springer Nature, 2019. Pp. 3–26.

  9. Hart H., Lim L., Mehta M.A., Simmons A., Mirza K.A.H., Rubia K. Altered fear Processing in Adolescents with a History of Severe Childhood Maltreatment: An fMRI Study // Psychological Medicine. 2018. Vol. 48, Issue 7. Pp. 1092–1101. DOI: https://doi. org/10.1017/S0033291716003585

  10. Kisely S., Strathearn L., Najman J. M. Child Maltreatment and Mental Health Problems in 30-year-old Adults: A Birth Cohort Study // Journal of Psychiatric Research. 2020. Vol. 129. Pp. 111–117. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2020.06.009

  11. Koball A. F., Rasmussen C., Olson-Dorff D., Klevan J., Ramirez L., Domoff S. E. The Relationship between Adverse Childhood Experiences, Healthcare Utilization, Cost of Care and Medical Comorbidities // Child Abuse & Neglect. 2019. Vol. 90. Pp. 120–126. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2019.01.021

  12. Layfield S.D., Duffy L.A., Phillips K.A., Lardenoije R., Klengel T., Ressler K. J. Multiomic Biological Approaches to the Study of Child Abuse and Neglect // Pharmacology Biochemistry and Behavior. 2021. Vol. 210. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pbb.2021.173271

  13. Lippard E., Nemeroff C. B. The Devastating Clinical Consequences of Child Abuse and Neglect: Increased Disease Vulnerability and Poor Treatment Response in Mood Disorders // The American Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 177, Issue 1. Pp. 20–36. DOI: https://doi.org/10.1176/appi.ajp.2019.19010020

  14. Liu J., Chaplin T.M., Wang F., Sinha R., Mayes L.C., Blumberg H.P. Stress Reactivity and Corticolimbic Response to Emotional Faces in Adolescents // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2012. Vol. 51, Issue 3. Pp. 304–312. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jaac.2011.12.014

  15. Mantovani N., Smith J. A Retrospective Study Examining the Adverse Effect of Childhood Abuse among Adult Psychiatric Service Users in Britain // International Journal of Mental Health Nursing. 2021. Vol. 30, Issue 5. Pp. 1093–1105. DOI: https://doi. org/10.1111/inm.12860

  16. Marques-Feixa L., Palma-Gudiel H., Romero S., Moya-Higueras J., Rapado-Castro M., Castro-Quintas Á. [etc.] Childhood Maltreatment Disrupts HPA-axis Activity Under Basal and Stress Conditions in a Dose–Response Relationship in Children and Adolescents // Psychological Medicine. 2021. Pp. 1–14. DOI: https://doi.org/10.1017/ S003329172100249X

  17. Johnson M. K. Joy: A Review of the Literature and Suggestions for Future Directions // The Journal of Positive Psychology. 2020. Vol. 15, Issue 1. Pp. 5–24. DOI: https://doi.org/ 10.1080/17439760.2019.1685581

  18. Meadows C. M. A Psychological Perspective on Joy and Emotional Fulfillment. New York: Routledge, 2014. 308 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203766552

  19. Murray M. The Murray Method: Creating Wholeness Beyond Trauma, Abuse, Neglect and Addiction. Published by Vivo Publications, 2021. 348 p.

  20. Price-Robertson R., Rush P., Wall L., Higgins D. Rarely an Isolated Incident: Acknowledging the Interrelatedness of Child Maltreatment, Victimisation and Trauma [Электронный ресурс]. Melbourne: Child Family Community Australia, Australian Institute of Family Studies, 2013. URL: https://aifs.gov.au/cfca/sites/default/files/cfca/ pubs/papers/a144788/cfca15.pdf (дата обращения: 15.01.2022).

  21. Research Protocol: Interventions Addressing Children Exposed to Trauma: Part 2 – Trauma Other Than Child Maltreatment and Family Violence. [Электронный ресурс]. URL: https://effectivehealthcare.ahrq.gov/products/trauma-child-interventions/research[1]protocol (дата обращения: 15.01.2022).

  22. Teicher M. H., Samson J. A., Anderson C. M., Ohashi K. The Effects of Childhood Maltreatment on Brain Structure, Function and Connectivity // Nature reviews. Neuroscience. 2016. Vol. 17, Issue 10. Pp. 652–666. DOI: https://doi.org/10.1038/nrn.2016.111

  23. Тeicher M. H., Gordon J. B., Nemeroff Ch. B. Recognizing the Importance of Childhood Maltreatment as a Critical Factor in Psychiatric Diagnoses, Treatment, Research, Prevention, and Education // Molecular Psychiatry. 2021. DOI: https://doi.org/10.1038/ s41380-021-01367-9

Источник: Андронникова О.О. Технологии «Яйцо травмы» М. Мюррей и «Яйцо радости» О. Андронниковой в работе с психологической травмой // СМАЛЬТА. 2022. №1. С. 79–95. DOI: 10.15293/2312-1580.2201.07

Фото: страница Ольги Андронниковой ВКонтакте

Упражнение «Яйцо травмы» от Мэрилин Мюррей

(упражнение опубликовано в книге «Метод Мюррей»)

В 1983 году я придумала упражнение, которое назвала «Яйцо травмы». Я хотела показать, как душевная боль приводит к тому, что Изначальный ребёнок словно расщепляется на фрагменты, в результате чего появляется Плачущий ребёнок, а за ним и Контролирующий ребёнок.

Внутри Яйца перечислены травмировавшие ребёнка события. Толщина горизонтальных линий соответствует глубине связанных с этими событиями переживаний. За пределами Яйца указаны долговременные события или положившие начало страданиям ребёнка причины.

Я предлагала своим клиентам и ученикам изобразить свою версию процесса «появления на свет» Плачущего ребёнка. Оказалось, это очень полезное упражнение. В настоящее время многие реабилитационные центры, психиатрические клиники и психотерапевты используют в своих терапевтических программах упражнение «Яйцо травмы». Меня поражает, что это упражнение одинаково эффективно работает в разных странах мира. В России мои ученики часто рисуют на рулонах обоев. Это прекрасный способ, потому что рулон не ограничивает размер рисунка. В отдельных случаях требуется пять метров обоев.

Люди часто говорят со мной о событиях, которые раньше они никогда не обсуждали. Это болезненный, но удивительно полезный опыт, который ведет к исцелению. В начале наших семинаров мы развешиваем рисунки на стенах и в течение примерно часа молча читаем эти «повести о боли». Бывает сложно поверить в то, что участники семинара, которые выглядят вполне «нормально», прошли через столь тяжелые испытания.

ИНСТРУКЦИЯ К УПРАЖНЕНИЮ

✺ Возьмите мольберт или рулон обоев и несколько фломастеров. Возможно, вам будет легче выполнять это упражнение сидя на полу.

✺ Нарисуйте контур огромного Яйца — это вы. Вы сидите в «Гнезде», символизирующем обстоятельства вашего рождения. Первые записи делаются за пределами Яйца.

— Укажите под Яйцом и по его бокам связанные с вашими родителями обстоятельства, которые влияли на их жизнь в момент вашего рождения. Например, под словом «Отец» вы можете написать: «Сын трудоголика, которого никогда не было дома», а под словом «Мать»: «Младшая из десяти детей, чья мать умерла, когда девочке было шесть лет».

— Если вас воспитывали не родители, а другие люди, добавьте их имена и относящиеся к делу подробности.

— Если вас усыновили (удочерили), напишите самое важное о приемных и биологических родителях (постарайтесь указать как можно больше информации).

— Укажите дату вашего рождения и особенности того времени, когда вы родились, например: «1942 год. Продолжается Великая Отечественная война».

— Перечислите ваших братьев и сестер, а также количество своих абортов, выкидышей и мертворожденных детей.

✺ Внутри контура Яйца кратко расскажите о событиях, которые вызвали у вас боль, страх, чувство одиночества, печали и т.д.; расположите эти записи в хронологическом порядке начиная с раннего детства и до настоящего времени.

— Обозначьте большую или меньшую важность для вас каждого события при помощи большей или меньшей толщины соотносимой с ним линии.

— В каждой записи над линией напишите, сколько на момент указанного события вам было лет.

— Перечислите также травмирующие события, которые вы не можете помнить, потому что в момент их свершения были слишком малы, но впоследствии о них узнали (преждевременные роды, болезни, несчастные случаи).

— Если вам предстоит показать свое Яйцо травмы другим людям, а вы не хотите рассказывать им о каком-то событии своей жизни, просто нарисуйте определенной толщины линию и укажите над ней, сколько вам было лет, когда это событие произошло.

— Если вы страдали от отсутствия заботы, но не сталкивались с травмирующими вас событиями или насилием, Яйцо травмы может остаться почти пустым.

✺ Вокруг Яйца обозначьте хронические (долговременные) источники стресса, которые постоянно держали вас в напряжении, например: «Мать всегда на меня злилась» или «Отец был агрессивным алкоголиком»; не забудьте о тяжелых бо­лезнях, проблемах в семье, обществе и государстве и депривации.

Многие мои клиенты, закончив выполнять это упражнение, отступают назад, чтобы оценить масштаб своих страданий. Не которые из них удивленно восклицают: «Ого, а ведь я прошел трудный и долгий путь!».

Они начинают больше себя уважать, понимая, что множество людей, переживших нечто подобное, избрали другую дорогу и оказались зависимыми от алкоголя или наркотиков, попали в тюрьму или погибли. Если вы по смотрите на свою жизнь или жизнь другого человека с этой точки зрения, то лучше его поймете и обязательно ему посочувствуете.

Если вы поразмыслите над тем, что, выполняя это упражнение, вы о себе узнали, у вас изменится оценка многих событий вашей жизни, которые раньше казались вам незначительными. Некоторые события потеряют в ваших глазах свою значимость, однако вы сделаете для себя ценные выводы, если задумаетесь о том, какое влияние оказала на вашу жизнь совокупность этих вызвавших болезненные переживания событий.

Конечно, после выполнения упражнения «Яйцо травмы» вы необязательно все это осознаете, однако оно наверняка наведет вас на интересные мысли.

Если вы посмотрите на свою жизнь с этой точки зрения, вы поймете, что являетесь не жертвой, а человеком, который способен стать победителем.

Приглашаем на программы по Методу Мюррей в МИПОПП:

Знакомство с методом Мюррей. Авторские вебинары Мэрилин Мюррей.

Метод Мюррей: преодоление последствий травм, жестокого обращения и депривации для становления здоровой уравновешенной личности. Программа повышения квалификации и проф. переподготовки

Упражнение «Яйцо травмы»: Узнайте как воспоминания влияют на нашу жизнь сегодня

Как избавиться от последствий травмирующего опыта
Упражнение «Яйцо травмы» является авторской разработкой известного педагога, психотерапевта, теоретика и автора собственного метода становления уравновешенной личности Мэрилин МЮРРЕЙ.

Лично для меня – это упражнение-находка, которое позволяет структурировать травмирующий опыт и сделать вывод, как те или иные воспоминания влияют на нашу жизнь сегодня.

Упражнение «Яйцо травмы» выполнять непросто – зашкаливают эмоции и включается «внутренний сопротивленец», —  та часть нашей личности, которая охраняет дверь в «святилище боли», куда обычно вход воспрещен, тем более посторонним.

Однако открыть это святилище необходимо и вот почему:

Во-первых, решения принятые в далеком детстве под влиянием травмирующих событий требуют внимательного и включенного пересмотра. А у взрослого человека намного больше опыта и знаний, чем у ребенка или подростка.

К примеру, возьмем ситуацию сексуального абьюза по отношению к детям. Часто ребенок не понимает, что с ним произошло, и как это объяснить родителям. Поэтому  предпочитает об этом не говорить, оставаясь наедине со своим стыдом, а также виной, поскольку абьюзер, опасаясь огласки, сделает все возможное, чтобы запугать и обвинить ребенка в случившемся («Ты сама виноват(а) в том, что соблазнил(а) меня.») или убедить в нормальности происходящего.

Информация о том, что человек, подвергшийся в детстве сексуальному абьюзу, не виноват в случившемся и что много людей прошли через этот ужас и смогли справиться со своей болью, вернувшись к нормальной жизни, может оказать мощный исцеляющий эффект.

Во-вторых, чувства, которые возникают в момент травмы и которые были подавлены по причине их невыносимости, также требуют внимания и грамотного отреагирования. Поэтому это упражнение лучше выполнять вместе с психологом или психотерапевтом.

В-третьих, принятые на основании травмирующих событий ранние решения требуют «взрослых» перерешений, что в дальнейшем будет способствовать построению более успешного жизненного сценария.

Как выполнять упражнение «Яйцо травмы» 

Для выполнения данного упражнения потребуется ватман или рулон обоев.

Нарисуйте контур огромного яйца без верха. На рисунках оно выглядит как огромная парабола.

Например, мое «яйцо травмы» заняло около двух с половиной метров и рулон обоев, предложенный мне тренером по методу Мюррей, был  кстати. К тому же после изложенных «основных» событий постепенно на поверхность будут всплывать все новые воспоминания, которые также наложили свой отпечаток на вас сегодня и которые тоже следует внести в список.

Первые записи делаются за пределами «яйца». Внизу вы пишите краткую историю своих родителей: мамы и папы. Размещаете их по бокам «яйца». Это так называемое «гнездо», в котором вы росли. Обозначьте даты рождения, очередность появления на свет и краткую историю ваших родителей.

Вы также можете указать обстоятельства, которые влияли на их жизнь в момент вашего рождения. Например, под словом «Отец» вы можете написать: «Сын трудоголика, которого никогда не было дома», а под словом «Мать»: «Старшая из двоих детей, чья мать была жестокой и авторитарной женщиной».

Если вас воспитывали не ваши биологические родители, а бабушки и дедушки, или вы были усыновлены или удочерены, то укажите их имена и соответствующие упражнению подробности (возраст, обстоятельства, повлиявшие на их жизнь). Важно дать как можно больше информации о ваших приемных и биологических родителях, а также о людях, которые Вас воспитали.

Укажите дату вашего рождения и особенности того времени, когда вы родились. Например: «Август 1981 года. На юг Сахалина обрушился сильнейший тайфун Филлис, который разрушил более 12 городов, 17 поселков и более 40 других населенных пунктов. Отец в рейсе. Моя мать чудом спаслась».

Перечислите ваших братьев и сестер, а также количество своих абортов, выкидышей и мертворожденных детей.

Каждое описанное событие внутри «яйца травмы» очерчивается жирной линией. Чем тяжелее воспоминание, тем она толще и жирнее. 
В каждой записи под линией напишите, сколько вам было лет на момент указанного события.

Перечислите травмирующие события, которые вы не можете помнить, потому что были слишком малы и узнали их от родных и близких (преждевременные или сложные роды, болезни, несчастные случаи, семейные мифы и предания).

Если это упражнение делается в рамках тренинга и вам предстоит показать свое яйцо травмы группе – обратите внимание на свои ощущения. Если Вы чувствуете, что пространство не достаточно безопасно для того, чтобы раскрыться, то предлагаю вам просто обозначить событие определенной толщины линией и сверху надписать в каком возрасте это с вами произошло. Само событие озвучивать необязательно.

Если вы страдали от отсутствия заботы, но не сталкивались с травмирующими вас событиями или насилием, «Яйцо травмы» может остаться почти пустым.

Однако, это не означает, что некоторые ваши повторяющиеся неудачи или общая неудовлетворенность жизнью не имеют под собой достаточных оснований, как в случаях физического и сексуального абьюза.

Возможно, в детстве вы часто подвергались психологическому или эмоциональному абьюзу.

По мненнию Американской Академии Педиатрии: «Детский психологический абьюз менее заметен, но также губителен, как и другие виды абьюза и влечет за собой серьезные долгосрочные проблемы».

Поскольку нет универсального определения психологического абьюза, авторы подразделяют различные преступления на категории, включающие:

«отвержение» (означающее принижение детей или высмеивание за демонстрацию нормальных эмоций),
«террор» (дети ставятся в непредсказуемые, заведомо неконтролируемые условия),
«изоляцию» (ограничение их пространства или социальных контактов).

К сожалению, психологический и эмоциональный абьюз считается нормой в наших семьях, а потому страдания ребенка по этому поводу обесцениваются. Многие из нас даже не подозревают о том, что были травмированы. Воспринимая о граничащем с  жестокостью обращении и пренебрежительном отношении к себе родителей или других значимых взрослых (близких и дальних родственников, воспитателей, учителей и других) воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Так, некоторые люди из якобы благополучных семей, обратившиеся за психологической помощью, не осознают, в чем причина их страданий, депрессивных настроений, повторяющихся неудач в жизни и прочих безрадостных событий.

Для того, чтобы внести ясность в события и расставить приоритеты Мэрилин Мюррей приводит несколько примеров болезненных событий, распределив их по трем основным категориям:

Специфическая травма и/или насилие,
Хроническая долговременная травма и /или насилие
Депривация.
Примеры специфической травмы и/или насилия:
Физическое и/или эмоциональное насилие;
Изнасилование или растление;
Другое преступление;
Смерть близкого человека или домашнего питомца;
Произошедший с Вами несчастный случай;
Несчастный случай, очевидцем которого Вы стали, особенно если он произошел с близким человеком;
Пытка;
Теракт;
Военные действия (конкретные или в качестве общих воспоминаний);
Природный катаклизм.

 Примеры хронической (долговременной травмы) и/или насилия:
Злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, в том числе членами семьи;
В детстве отсутствие заботы со стороны родителей (уходя на работу, они оставляли Вас одного или были всецело поглощены своими делами);
Врожденные или умственные физические особенности и недостатки;
Серьезная болезнь;
Преждевременные роды;
Пребывание в больнице, особенно долговременное и связанное с отсутствием родителей;
Ситуации, в которых Вы чувствовали свое отличие от окружающих или несоответствие их интересам;
Развод родителей;
Продолжительная болезнь и/или ожидаемая смерть одного из родителей, ребенка, брата или сестры, другого близкого человека;
Финансовый кризис;
Частные переезды;
Профессии, связанные с риском для жизни, в то числе у члена семьи;
Чрезмерный контроль, отсутствие уважения, эмоциональное насилие со стороны родителей, других членов семьи, учителей, ровесников, работодателя;
Предрассудки, связанные с расой, национальностью, религией, культурой возрастом, полом, личными воззрениями.

 Примеры депривации:

Долгое пребывание в негативном окружении, недостаток заботы, являющийся непременным условием душевного благополучия;
Нехватка еды или одежды, отсутствие крыши над головой;
Отсутствие родительской заботы;
Эмоциональное пренебрежение, «холодность» близких людей;
Тактильный голод;
Отсутствие похвалы или одобрения;
Чрезмерно опекающий родитель, который не воспринимает ребенка, как самостоятельную личность и таким образом разрушает его индивидуальность.

Вокруг «Яйца» обозначьте хронические (долговременные) источники стресса, которые постоянно держали вас в напряжении. Например: «Я часто не знал чего ожидать от своей матери: похвалит ли она меня сейчас или накричит. Ее реакция всегда была для меня непредсказуемой» или «Отец был агрессивным алкоголиком, который избивал меня и мою маму», или «Я часто был предоставлен самому себе без возможности задавать вопросы на интересующие меня темы». Сюда также входят: тяжелые болезни, проблемы в семье, обществе, государстве и депривации.

Обычно упражнение «Яйцо травмы» делается в группах. Рисунки закрепляются скотчем на стенах аудитории и у каждого участника семинара есть время, чтобы внимательно изучить истории друг друга.

Затем каждый рассказывает свою историю, получая опыт безусловного принятия и сочувствия. Некоторые события вашей жизни могут потерять свою значимость или наоборот потребуют вашего пристального внимания. Так или иначе, вы сделаете для себя ценные выводы, если задумаетесь, какое влияние оказали на вас эти болезненные воспоминания.

Как пишет в своей книге Мэрилин Мюррей: «После выполнения упражнения «Яйцо травмы» вы необязательно все осознаете, однако оно наведет вас на ценные мысли. Если вы посмотрите на свою жизнь с этой точки зрения, вы поймете, что являетесь не жертвой, а человеком, который способен стать победителем».опубликовано 

 Источник: econet.ru Источник фото: econet.ru

Мэрилин Мюррей, американский психотерапевт, создатель терапевтического «Метода Мюррей» в последние десять лет полгода живёт у себя дома в штате Канзас, а другие полгода преподаёт и практикует в России. В этом смысле её опыт уникален. 15 мая 2015 года, представляя свою методику, исследовательница выступила на факультете психологии МГУ с докладом «Внутренний ребёнок и внешний человек» по приглашению МГУ и Российского Православного университета. Правмир предлагает читателям краткое содержание беседы.

«Люди, знающие, что такое страдание, во всем доходят до самой сути: они испивают эту чашу до дна, когда другие лишь снимают с поверхности пенку. Человек не может дотронуться до звезд, если он не погружался в пучину отчаянья и не нашел пути назад».

История травм одной семьи

Мэрилин Мюррей

На самом деле это мой тринадцатый год в России. В моём небольшом городке в Канзасе было много семей — выходцев из России. Отец ничего не рассказывал о своём детстве, я знаю только название деревень под Саратовом, откуда происходили его родители. Отец умер в 1984 году, мы многократно пытались что-то узнать про родню в России.

Получилось это только в 1996 году. Выяснилось, что предки моего отца жили в деревне под Саратовом с середины XVIII-го века.

Одна из сестёр моего деда умерла от голода в 1922 году, а его брата комиссары похоронили заживо в 1931, после того, как он — староста деревни — отказался сдать зерно. Мою бабушку по матери и мамину старшую сестру убило молнией, мама всю жизнь считала, что она тому причиной.

Два моих троюродных брата были сосланы в ГУЛАГ, я нашла их в 1990-е. Более шестидесяти лет они, когда-то воспитывавшиеся вместе, даже не знали, что оба живы. Наверное, та же участь могла постичь и меня, если бы родители не уехали в Америку.

Так что, как видите, у меня большой опыт общения с травмами. И меня учили: на них не нужно обращать внимание. Надо просто идти дальше и много работать.

Во время войны мы ненадолго переехали в город в Канзасе, где было производство. Мне было восемь, я шла из школы, потерялась, наткнулась на патруль солдат, и меня изнасиловали. Как меня и учили, я затолкала эту травму глубоко внутрь и продолжала жить дальше.

После школы у меня развилась астма, пришлось переехать в другой штат. Астма прекратилась, но начались дикие головные боли. При этом все внешние видели всегда улыбающуюся мать двух дочерей-красавиц.

Рождение «метода Мюррей»

В 1975 году я была координатором уже большой сети групп поддержки для женщин. Мы не знали понятие «травма», «личное пространство» и прочее. Ко мне шли женщины, образования не было, голова болела ещё больше.

По счастью, одна из подруг посоветовала мне пройти психотерапию. В 1980 году на психотерапию без психоза не отправляли, я сопротивлялась. Потом поехала и думала, что двух недель мне хватит. Терапия продолжалась семь месяцев.

Всё это время я прорабатывала насилие, которое со мной произошло, а также очень многие вещи. До того, например, я никому не говорила «нет». И никогда о себе не заботилась. И только психотерапевт научил меня жить иначе.

Фото0291

Иногда во время терапии я замечала, что погружаюсь в очень далёкие, инфантильные воспоминания, которые мне приходится прорабатывать.

После терапии тогда прошли все недомогания, которыми я страдала. Изменение моего состояния ясно видно на фотографиях тех лет, я чувствовала себя гораздо лучше. Мне было сорок пять, но я чувствовала себя лучше, чем в двадцать.

В будущем сентябре мне будет восемьдесят, у меня четверо правнуков. Но вообще собираюсь дожить до ста пяти, и у нас уже есть сценарий празднования этого моего юбилея.

После терапии я решила, что мои внуки и правнуки будут расти во внимании, свободно говоря о своих эмоциях, и они будут здоровы. После терапии я решила учиться на психолога, хотя к тому времени была успешным галеристом.

Своих преподавателей я спрашивала: «Что же происходит с человеком, переживающим травму?» Мне отвечали: «Мы можем знать только приблизительно. Мы не можем повторить травму в лаборатории, это не этично». Я отвечала: «Но вот я — такой человек».

За свои семь месяцев терапии я опустилась в глубокие слои бессознательного. И многое, что рассказывала своему психотерапевту, я рассказывала в каких-то детских выражениях. Он ещё сказал мне: «Будет неплохо, если ты это запишешь».

Свои диплом я назвала «Синдо-синдром». Sindo — латинское слово, означающее «расщепление». Сначала преподаватели подумали, что я про шизофрению. Но я говорила про обычные впечатления, которые переживает каждый человек.

Когда я завершала свой диплом, то поняла, что термины в нём неакадемичны, но преподаватель сказала: «Ничего не меняй». Хорошую теорию легко понять, легко запомнить, ей легко научить кого-либо. Мой диплом как будто писала восьмилетняя девочка, проходившая психотерапию.

Основные положения «Метода Мюррей»

Основная задача «метода Мюррей» — быть здоровой уравновешенной личностью. В каждом из нас живёт изначальный ребёнок.

Фото0301

Изначальный ребёнок

«Изначальный ребёнок» (далее — ИР, прим.ред.) — это тот ребёнок, который был создан Богом при зачатии. Личность такого ребёнка не разделена на части, не фрагментирована. От рождения он обладает такими качествами как интеллект, темперамент, талант, творческие способности, личностные и внешние особенности. ИР способен проживать любые чувства — как «приемлемые», так и «неприемлемые».

ИР — это ваша душа, которая стремится к воссоединению с Богом. ИР — это вы — такие, какими вас сотворил Бог. Сердцевина ИР — это ваша душа, та часть, которая стремится к воссоединению с Богом.

Плачущий ребёнок

Потом изначальный ребёнок проходит через море боли. Боль будет обязательно, даже если Вам попались идеальные родители. Травмы, оскорбления, пренебрежения, болезни, утраты любимых людей, стрессы. Это море боли я назвала «Плачущий ребёнок» (далее — ПР, прим.ред.).

ПР сотворён травмами. Его содержание — это печальные чувства — страх, горе, одиночество. Позитивная часть ПР — в том, что он даёт нам возможность сочувствовать и сострадать, быть нежным, без него вы не станете психотерапевтом и хорошим супругом.

Контролирующий ребёнок

Было бы очень хорошо, если бы мы могли подавлять чувства избирательно. Но, к сожалению, происходит так, что, подавляя неприятные чувства, мы подавляем и все остальные.

Как реакция на море боли возникает «контролирующий ребёнок» (далее — КР, прим.ред.). КР — это защитный механизм, сотворённый ИР для защиты ПР. Этот механизм будет использовать любые методы защиты, чтобы уменьшить Вашу боль.

Это может быть отрицание, обесценивание, а также различные способы отвлечения — спиртное, еда, кофеин или отвлечение на работу, церковь, покупки. Изначально КР возник как временный механизм.

Если КР — это здоровая часть вашей личности, его существование очень важно — именно он позволяет Вам быть ответственными и соблюдать здоровые личные границы по отношению к другим людям.

Но ИР и ПР не предназначены для того, чтобы всё время жить в подавленном состоянии. Часто КР становится постоянным механизмом, тогда это превращается в зависимость. Тогда КР постоянно должен что-то придумывать, чтобы удержать другие части личности под контролем.

Это могут быть обезболивающие — еда, кофе, никотин или отвлекающие средства — компьютер, забота о других, постоянная занятость, церковь.

Здоровая уравновешенная личность

Идеалом существования является здоровая уравновешенная личность (далее — ЗУЛ, прим.ред.) — идеальное сочетание ИР, ПР и КР. ЗУЛ — это эффективный синтез мыслей и внутреннего мироощущения. ЗУЛ — это сбалансированное сочетание ИР и сильных, положительных сторон ПР и КР. Зрелая личность способна проживать все чувства приемлемым образом.

ЗУЛ состоит из защитных механизмов, здоровых границ и ответственности КР, сочувствия и чуткости ПР и всех врождённых талантов ИР. Задача всех этих частей — стать зрелыми.

Разгневанный бунтующий ребёнок

Если нужды ПР не удовлетворяются, а КР теряет терпение его подавлять, образуется разгневанный бунтующий ребёнок (далее — РБР, прим.ред.). Это — нездоровое соединение ПР и КР. Это — существо, который взрывается, невзирая на реакцию других, сверхтребовательное. Это — открытое и агрессивное образование.

Упрямый эгоистичный ребёнок

Ещё один вариант нездоровой комбинации — когда КР и ПР сливаются с частью ИР. Образуется упрямый эгоистичный ребенок (далее —  УЭР, прим.ред.) — пассивный, скрытный, эгоистичный, манипулятор, интриган.

Оба эти варианта — РБР И УЭР отказываются нести ответственность за свои действия, считают себя жертвами даже там, где являются нападающими, будут делать то, что им хочется, даже если нанесут вред себе.

Обе эти схемы надо удалить, стереть, поскольку они — почва для зависимостей. Мы только должны признаться себе, что агрессия или пассивная агрессия — два средства, к которым мы часто прибегаем.

«Метод Мюррей» и его развитие

Впервые я представляла эту концепцию в 1981 году, и была к тому времени первым человеком в США, кто открыто говорил о пережитом насилии. После этого ко мне обращалось множество пациентов и психотерапевтов. Появилась обширная практика. Постепенно мой метод стали преподавать по всем Соединённым Штатам.

Потом ко мне обратилась аризонская система исправительных учреждений, там я работала с насильниками, и обнаружила, что многие насильники сами когда-то были жертвами. Возник вопрос, почему часть людей, переживших насилие, сами становятся насильниками, а другие применяют насилие только к себе.

Потом Аризонский университет открыл специальность «Помощь жертвам насилия». Потом был Международный университет, преподавание на Украине. Когда в 2002-м году меня пригласили в Россию, то я поехала с радостью.
После истории моей семьи я поняла, что тоже наполовину русская. Я должна приехать в Россию, чтобы учить людей быть уравновешенными, спокойными, счастливыми.

На занятиях я обучаю психологов, психотерапевтов, на моих занятиях бывают священники. Занятия предполагают четыре уровня, есть отдельный курс для инструкторов.

В 2012-м году мы для себя сделали статистику эффективности метода Мюррей.

В тесте принимали участие 876 человек, которых попросили оценить себя до и после терапии. До терапии 76 процентов поставили себе двойку, после — 86 поставили четвёрку.

Мы попросили оценить также эмоциональную сферу, физическое и интеллектуальное здоровье, и духовный рост. Все показатели самооценки выросли. Улучшились также оценки родственников семьи, собственной социальной активности.

По методу Мюррей разработан опросник, охватывающий десять видов травм, с которым люди могли столкнуться в детстве — от развода родителей до словесного и физического насилия. Одна из крупных компаний США пропустила через этот тест 17000 человек. Более 20% из них отметили три и более вида травм в детстве. Но ведь такие люди более подвержены физическим заболеваниям, склонны к любому виду насилия. По опыту моей работы в России, ситуация здесь ещё критичнее.

igejcFUtGYM

У нас на занятиях есть такое упражнение — нужно постараться вспомнить и последовательно нарисовать все события, которые травмировали тебя в детстве. В США мне нередко приносили полосы бумаги длиной от пола до потолка, но в России такой свиток может, достигнув пола, дотянуться потом ещё до середины длины класса.

И на занятиях мы говорим людям: детство прошло, теперь вы сами можете стать себе гармоничными родителями. Можно изменить весь мир по одному ребёнку за раз, и этот ребёнок — вы.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Уровень 1. (5 дней)

(Рекомендуется пройти тренинг, просто читать малоэффективно)

Личные проблемы.

День 1.

Здравствуйте. Сегодня мы начинаем семинар, основанный на методе терапии Мериллин Мюррей. М.М. является профессором Торронского университета психологии, практикующим консультантом.

Метод М.М. предлагает углубленное понимание возникновения зависимостей разного рода как корневых проблем человеческой личности. Если мы рассматриваем только зависимость от алкоголя, наркотиков, секса, еды, никотина и др. отдельно от семьи, то мы боремся со следствием, а не с причиной, что не дает человеку, сохраняя трезвость, почувствовать радость жизни, наполненность, свободу, успех.

Давайте дадим определение, что такое здоровье человека.

«Здоровье – это полное физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное благополучие человека».

Из этого определения видно, что человеческое существо, это не только тело физическое, но его дух, и его душа. Графически это можно представить себе в виде окружности разделенной на сегменты.

Разные методы лечения зависимости.

Все четыре составляющие человеческой личности очень тесно переплетены и взаимозависимы. Поэтому работа над проблемой лечения зависимостей любого рода нужно всегда помнить, что ослабление любой составляющей сразу отзывается на других.

blank

Если мы укрепляем какую-то ослабленную составляющую, это укрепляет и другие.

  1. Физические проблемы при лечении зависимостей снимаются в первую очередь прекращением употребления химического вещества, вызывающего зависимость (будь то алкоголь, наркотик, пиво, табак, таблетки и т.д.). Забота о теле включает в себя много аспектов, это и профилактика, и обследование, и питание, и отдых, и доброжелательное отношение к себе. Значительную помощь может оказать 12 Шаговая группа (по теме вашей зависимости).
  2. Интеллектуальные проблемы при лечении зависимостей снимаются путем осознания, что знания, интеллектуальные запасы нашего опыта так же ветшают, как наши одежды. Мы не можем, без вреда для себя пользоваться нашим багажом знаний убеждений, без их инвентаризации. Значительную помощь в этом так же оказывает 12 Шаговая программа. Мы учимся оценивать себя, видеть свою зависимость, и приобретать знания для освобождения своего разума от рабства.
  3. Духовные проблемы при лечении зависимостей снимаются только через построение близких, доверительных личных отношений с Богом, через признание своей полной зависимости от своего Творца. Духовность утверждает прямую ответственность каждого человека перед собой, перед Богом и перед другими людьми. Лишь в отношениях с Богом человек обретает наконец мужество, чтобы принять себя, признать свою слабость, чтобы по настоящему узнать свою теневую сторону, чтобы позволить Богу говорить и действовать через нас.
  4. Эмоциональные проблемы при лечении зависимостей снимаются путем вскрывания эмоциональной боли внутри нас. Многие из нас пережили в раннем детстве, в своих родительских семьях опыт жестокого обращения, либо опыт заброшенности и лишений (деприваций). В нашем обществе, в нашей культуре многие столетия прививался опыт эмоциональной глухоты непринятия в расчет чужих переживаний , чувств, эмоций. Наши родители зачастую сами несли в себе огромное море боли, не дающее им сил научить нас здоровому выражению своих чувств и эмоций. Именно там, в наших родительских семьях в нашем детстве скрыты корни наших зависимостей. Там, в детстве, мы защищали себя как могли, практикуя модели поведения наших родителей, не умея оценивать, анализировать или сопоставлять. Постепенно наши привычки нездоровой реакции на ситуации обретали своей собственный разум, и начинали управлять нашей жизнью, превращаясь в наши зависимости, будь то от химических веществ, или от отношений. При разрешении эмоциональных проблем только работы по 12 Шаговой программе недостаточно, т.к. корневые проблемы, не разрешаясь, дают переключение с одной зависимости на другую. Так мы с наркотиков пересаживаемся на алкоголь, с алкоголизма на сексуальную зависимость, с созависимости на таблетки, обжорство или трудоголизм. Очень важно выкапывать корни, чтобы обрести не только трезвость (чистоту), но и новое качество жизни. Что это такое, быть не только трезвым, но и здоровым. Только путем достижения БАЛАНСА между всеми составляющими личности – между телом, душой и духом., мы можем обрести наше здоровье. Есть потребности у человеческой личности, которые обеспечивают ей возможность выживания. Их пять – этих глубинных важнейших нужд, и они стоят впереди потребностей в еде, воде, любви и прикосновениях.

Это Безопасность

Защищенность

Стабильность

Постоянство и

Ощущение того, что у меня есть возможность контролировать то, что меня окружает.

Если в нашей жизни есть то, что ставит под угрозу наши базовые нужды, то у нас есть проблемы в жизни.

Нам нужно начать понимать, что любой спор, несогласие, агрессия, терроризм, война начинаются из-за того, что что-то из базовых нужд, будь то в семье или в стране нарушено.

Нам нужно начать понимать, что вызывает стресс в нашей жизни сейчас. Какие из наших базовых нужд не удовлетворяются, и что нам нужно сделать для того, чтобы быть здоровым.

Если я в семье заявляю, что я хочу быть здоровой, хочу расти духовно, то я должна стать образцом заботы о себе, для других.

Тема: Становление здоровой, уравновешенной личности.

(физически, интеллектуально, эмоционально и духовно).

Начнем с определения:

blank

Шок – это фильтр боли, встроенный в сознание человека Богом.

Вред – это нанесение ущерба личности. Если бы шок был постоянным, это имело бы разрушающие последствия для личности. Боль это сигнал, что что-то в теле нарушено, и если не предпринимать никаких мер, рана загноится, инфекция разрастается, и вред для человека может быть непоправимым. Шок спасает от перенапряжения психику человека, но не должен длиться постоянно.

blank

Если переживать эмоциональное воздействие без шока (фильтра боли), личность может быть разрушена (потеря себя). Очень часто происходит с жертвами сексуального насилия. После окончания времени действия шока нужно обязательно выразить все чувства и эмоции, вылить боль, нужно чтобы кто-то выслушал, проплакать, понять, что я не виновата в том, что со мной сделали, у меня должно быть время и возможность прожить боль.

Если же в семье не принято сострадать, сопереживать другому, не научены выражать чувства, (эмоциональная подавленность), то боль внутри меня, полученная в результате эмоциональной травмы не выходит из меня, шок длится постоянно, я не могу оценить ущерб, нанесенный мне, и это имеет для личности человека далеко идущие последствия (как инфицированная рана, которую не обрабатывают).

Нам нужно начать понимать, что эмоциональная или интеллектуальная травма, это такой же вред, какой наносится нашему телу при физической травме, и лечению нужно уделять не меньше времени.

Для того, чтобы начать восстанавливать себя, как здоровую уравновешенную личность, нам надо научиться познавать свое «Я», и назвать егонастоящим именем. Очень важно начать смотреть на себя и углубленно, и как – бы со стороны. Начать думать о себе, видеть себя. То, как человек видит себя, живет сам с собой, определяет всю его жизнь.

Всегда сложно узнать себя таким, каким ты являешься в действительности.

Как переоценка своих качеств (грандиозность), так и недооценка себя (низкая самооценка), заставляют нас жить в иллюзиях, самообмане, фальшивя, заставляют нас страдать самих, и всех окружающих нас людей.

Только реальная оценка своих качеств, ведет к счастью, спокойствию, росту человека и тех, кто с ним рядом.

Давайте вернемся к нашему истоку, началу нашей жизни, и увидим того «Естественного ребенка», каким каждый из нас был задуман Богом. Личность «Естественного ребенка» целостная, он обладает врожденным интеллектом, творческими способностями, талантами, особенностями внешности и личности, способен ощущать все чувства, как «подобающие», так и «неподобающие». Сердцевина «Естественного ребенка» – наша душа (истинная духовность). Изначально каждый из нас был именно «Естественным ребенком» (ЕР).

Однако мы пришли в этот несовершенный мир, и с первого часа своей жизни мы взаимодействуем с другими людьми, в первую очередь с самыми близкими – родителями. Наша жизнь (яйцо) начинает заполняться событиями, и часто не только радостными.

blank

Негативные чувства: «неподобающие», которые испытывал «Естественный ребенок» в детском возрасте, создавали его «море боли».

В «море боли» содержатся только болезненные чувства – грусть, страх, злость, одиночество, беспомощность и т.д., и именно те чувства, которые ребенку не позволялось выражать, изливать, иметь. Это могло происходить вследствие семейных, культурных, этнических и прочих обычаев, традиций, нравов, правил, морали. Наше «море боли» – это наш внутренний «Плачущий обиженный ребенок» (ПОР), который прикрывает «Естественного ребенка».

ПОР – плод негативных внешних воздействий людей, среды, обстоятельств.

Но ПОР учит ЕР позитивным качествам.

Через страдания, травмы, боли ЕР учится, понимать чувства других людей, учится состраданию, заботе, сочувствию, нежности. Врожденный защитный механизм, который вырабатывает «Естественный ребенок» для защиты «Плачущего обиженного ребенка», это наш внутренний «Контролирующий ребенок». Он использует все, что можно, беря за основу, как свои врожденные способности, так и разнообразные возможности окружающего мира для того, чтобы погасить боль (включается шоковый механизм). «Контролирующий ребенок» (КР) применяет два вида защит.

1.  Подавление, обезболивание (едой, сексом, лекарствами, алкоголем, наркотиками, никотином и другими химическими веществами).

2.  Отвлечение (отношениями с другими людьми: школа, спорт, музыка, телевизор, компьютер, церковь)

«Контролирующий ребенок» – это защитный механизм, предназначенный для временного обезболивания (снятия боли и стресса).

Когда механизмы защиты выстраиваются на длительное использование, мы получаем в жизни проблемы в виде вредных привычек и зависимостей.

Но КР учит ЕР и позитивным качествам. Он помогает нам быть ответственным и устанавливать здоровые границы нашей личности (что препятствует другим превращать нас в жертву, и нам самим не дает относиться к другим как к своим жертвам).

blank

К сожалению механизмы защиты (КР) не могут избирательно подавлять только «неподобающие чувства», мы теряем связь со всеми своими чувствами.

Это горькая плата за наше увлечение защитами. Мы начинаем закрываться от всех, выстраивая систему отрицания.

«У меня все о-кей, «у меня нет проблем» и т.д.

В процессе жизни, сталкиваясь с различными травмами, могут возникать разные структуры личности, которые будут доминировать и определять жизнь человека.

1 То обидчик – то жертва.

blank

В этом варианте – у человека нет радости, удовлетворенности, веселости, естественности выражения себя.

blank

blank

Очень часто в жизни происходит соединение в браке варианта 2 и 3.

Однако есть еще один вариант структуры личности. Это когда ЕР естественно и здоровым образом сбалансирован с позитивными качествами ПОР и КР.

1.  Уравновешенная здоровая личность – это заново интегрированная и сбалансированная личность, усвоившая опыт жизни позитивно чувствующая, ответственная и зрелая. Полноценная личность, способная вести себя рационально, здравомысленно, рассудительная, умеющая прощать, и все это в контакте с чувствами, т.е. в «синтезе работы головы и сердца»

blank

А теперь давайте запишем домашнее задание на следующее занятие.

1. Нарисовать яйцо травмы (стр. № 5,6). События жизни (запомнившиеся травмы) до сегодняшнего дня. Важные события жизни и чувства, которые при этом испытывали.

2. Нарисовать ПОР. В рисунке красками символами или словами постараться выразить чувства ПОР.

Конец первого дня семинара.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Акробат мц фунгицид инструкция по применению для винограда
  • Детралекс инструкция до еды или после еды
  • Как принимать эндокринол в капсулах взрослым инструкция по применению
  • Элвестин для собак инструкция
  • Должностная инструкция для прораба в строительстве