Заполнение смр инструкция по заполнению

Порядок заполнения CMR

Порядок заполнения CMR-накладной согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)

Составление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза. Бланк CMR-накладной состоит из десяти (четырнадцати) страниц с незаполненными графами, отпечатанными на самокопирующейся бумаге, имеет учетную серию и номер, одинаковые для всех страниц. Записи в него заносятся без применения копировальной бумаги, что требует от перевозчиков аккуратного обращения с бланком. Ни в коем случае нельзя на накладной CMR оформлять какие-либо документы (путевые листы, тахограммы и проч.), так как накладная будет испорчена. 

В соответствии с постановлением №23, CMR-накладная выписывается отправителем не менее чем в четырех экземплярах (на четырех страницах). Однако на практике рекомендуется оформлять накладную в семи экземплярах. 

У первых четырех страниц CMR-накладной есть собственные наименования (отпечатаны типографским способом):

  • первая страница — «1 Экземпляр для отправителя»;
  • вторая — «2 Экземпляр для получателя»;
  • третья — «3 Экземпляр для перевозчика»;
  • четвертая — «4 Для расчетов».

Страница «1 Экземпляр для отправителя» остается у отправителя и предназначена для подтверждения факта отправки груза и расчетов.

Вторая — четвертая страницы в обязательном порядке должны быть заверены подписями и печатями (штампами) отправителя, подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).

Страница «2 Экземпляр для получателя» сопровождает груз и сдается водителем (экспедитором) получателю. Она служит подтверждением факта получения (доставки) груза.

Страницы «3 Экземпляр для перевозчика» и «4 — для расчетов», заверенные подписями и печатями (штампами) получателя груза, направляются перевозчику. Четвертую страницу CMR- накладной̆ перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику-плательщику перевозки (отправителю, получателю, экспедитору), а третью страницу прилагает к путевому листу (она является основанием для учета оказанных транспортных услуг и начисления заработной̆ платы водителю). 

Все последующие страницы CMR-накладной, заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и подписями перевозчика (водителя, экспедитора), предназначены для заполнения таможенными (при таможенном оформлении — не менее трех страниц) и другими органами. Количество дополнительных страниц CMR-накладной определяется условиями перевозки.

При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза. 

Разницы между заполнением CMR-накладной для импорта или экспорта нет. Если речь идет о заполнении CMR для вывоза (экспорта) товара из России, то можно заполнять CMR на языке страны экспорта (на Русском) или на одном из европейских языков (английский, немецкий, итальянский и пр.). Однако, не следует забывать, что в российский таможенный орган обязательно придется предоставить вариант CMR с переводом на русский язык.

Оформлять CMR для перевозки груза внутри России нет никакой необходимости, перевозку вполне можно выполнить по ТТН.

Правила заполнения CMR

Графа, номер

Описание

1

Отправитель

Указывается фирма — отправитель, её полный юридический адрес, страна, город, индекс, улица, номер дома. Если товар отправляется в Россию по поручению контрактодержателя третьей фирмой, то указывается название этой фирмы и делается приписка: «по поручению» («by order», «on behalf»). Например: «фирма «В» (отправитель) по поручению «фирмы «А» (контрактодержатель)

2

Получатель

указывается полное наименование получателя груза, юридический адрес и ИНН. 

3

Место выгрузки

указывается адрес доставки груза после произведенной таможенной очистки.При наличии заполненной графы 3 перевозчику, независимо от страны принадлежности, разрешается перемещаться по всей территории России без каких-либо других товарно-транспортных документов, не допускается перемещение с грузом на другой адрес, не указанный в данной графе. 

4

Место загрузки, дата загрузки

указывается город, страна и дата погрузки. 

5

Прилагаемые документы

  • указываются документы, прилагаемые к CMR (только те, которые сопровождают груз):
  • счет-фактура (invoice);
  • отгрузочная спецификация;
  • сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;
  • ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;
  • фитосанитарный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;
  • сертификат о происхождении (certificate of origin)

6-9

Указываются наименование груза, количество грузовых мест и род упаковки

Все данные этого раздела должны точно соответствовать данным, указанным в инвойсе и упаковочном листе.
При большом количестве наименований возможно указание объединенного названия со ссылкой «расшифровку смотри в инвойсе».
При наличии большого количества наименований указывают расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД.
При контейнерных и других транзитных перевозках со сменой транспорта количество транспортных мест должно соответствовать данным, указанным в первоначальном транспортном документе. * 

10

Статистический код

указываются коды ТН ВЭД по каждой группе товаров 

11

Вес брутто

указывается вес брутто, заявленный в инвойсе — по экспортной декларации.
При контейнерных перевозках данная графа должна соответствовать данным, указанным в морском коносаменте. 

12

Объем

заполняется обычно в случае перевозки сборных грузов. В остальных случаях — необязательно. 

13

Указания отправителя

указываются полные реквизиты таможенного терминала, на который должен быть доставлен груз для таможенной оформления.
В нижней части пункта 13 указана объявленная стоимость груза. 

14

Возврат

заполняется при контейнерных перевозках. Указывается адрес контейнерного депо, куда должен быть возвращен контейнер после разгрузки груза. 

15

Условия оплаты

указывается базис поставки товара, например условия поставки по ИНКОТЕРМС 

16

Перевозчик

указываются полные реквизиты транспортной компании владельца транспортного средства, ставится штамп или печать перевозчика 

17

Последующий перевозчик

заполняется в случае, если перевозка осуществляется с перегрузом с одного транспортного средства на другое. Обычно указываются реквизиты агента (экспедитора), который контролирует данную перевозку. Печать 

18

Оговорки и замечания перевозчика

могут быть указаны любые замечания или уточнения перевозчика относительно груза (качество упаковки, температурный режим и др.).**

19

Данная графа может быть заполнена только отделом расчетов после завершения перевозки. Однако, в настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах и поэтому, как правило, пункт 19 не заполняется. 

20

Особые согласованные условия

  • платежи, которые отправитель обязан произвести;
  • сумма, подлежащая уплате при сдаче груза;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
  • согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена.

Стороны договора перевозки (отправитель, перевозчик) могут внести в данную графу любые другие данные, которые будут ими признаны необходимыми, например: указывается температура в камере рефрижератора, при которой должен доставляться скоропортящийся груз; 

Указывается ограничение скорости движения при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов, а также запрещение перегрузки и мойки полуприцепа. 

21

указывается наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения 

22

Прибытие под погрузку

указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под погрузку и убытие из-под погрузки ставится штамп или печать Отправителя и его подпись. 

23

Печать и подпись перевозчика

указывается номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика

24

Прибытие под разгрузку

указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под разгрузку и убытия из-под разгрузки. Печать и подпись Получателя после разгрузки.
Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR. 

25

Номер транспортного средства

указываются номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз 

26

указываются марки и модели тягача и полуприцепа, загрузившего груз 

27-29

оформляются при передаче CMR в отдел расчетов экспедитора 

Порядок заполнения CMR

*В графе 6 заносятся знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Конвенции ДОПОГ.

В графе 7 содержится количество мест груза. Как правило, до 90% всех грузов, перевозимых автомобилями, находятся на поддонах и для перевозчика наиболее приемлемым является, если в пункте 7 будет указано количество поддонов. Это число легко проверить, определив количество рядов поддонов и умножив на два (в грузовом отделении в ряд становится два поддона).

В графе 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.).
Наименование груза указывается в графе 9.

** По сравнению с условиями осуществления международных перевозок грузов в странах СНГ новым и обязательным предписанием является предоставление перевозчику права вносить в накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки, Эти оговорки вносятся в графе 18 накладной и, с целью единообразия, в виде рекомендации предлагаются следующие формулировки:

по автотранспортному средству:

  • автомобиль без тента;
  • по согласованию с отправителем; по упаковке:
  • груз без упаковки;
  • упаковка повреждена;
  • упаковка не отвечает требованиям;

по количеству, маркировке грузовых мест:

Проверить невозможно по причине:

  • погрузка выполнена отправителем;
  • большого количества мест;
  • опечатан контейнер;

по принятым грузам:

  • груз явно в плохом состоянии;
  • груз поврежден;
  • груз подмочен;
  • груз подморожен;
  • груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность отправителя;

по обработке, погрузке, сохранности, разгрузке:

Обработка, погрузка осуществляется:

  • водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
  • по требованию отправителя.

Разгрузка осуществилась:

  • получателем;
  • водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
  • по требованию получателя.

Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.
Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR с чистой графой 18. 

Образец заполнения CMR для сторон Договора перевозки

Отправитель груза

Заполняет графы 1-15, 21, 22. В этих графах указываются следующие данные.  

  • Графа 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)», 
  • Графа 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» — наименования, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза. 
  • Графа 3 «Место разгрузки груза» — страна и место (адрес) доставки груза. 
  • Графа 4 «Место и дата погрузки груза» — страна, место (адрес) и дата принятия груза к перевозке. 
  • Графа 5 «Прилагаемые документы» — перечень прилагаемых документов. При этом водитель должен проверить, совпадают ли указанные номера документов с их фактическими номерами. 
  • Графа 6 «Знаки и номера» — знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Контейнер, перевозимый на автомобильной площадке, относится к оборудованию (таре) для перевозки груза, поэтому номер контейнера указывается в графе 6 CMR «Знаки и номера».
  • Графа 7 «Количество мест» — количество мест груза. Водитель должен проверить его соответствие фактическому количеству. 
  • Графа 8 «Род упаковки» — род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Вид тары может указываться сокращенно. 
  • Графа 9 «Наименование груза» — наименование груза. 
  • Графа 10 «Статист. №» — код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики. 
  • Графа 11 «Вес брутто, кг» — вес брутто (вес груза с упаковкой) в килограммах. 
  • Графа 12 «Объем, куб. м» — объем, занимаемый грузом, в кубических метрах. 

При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов с данными о них, внесенными в графы 6-12, прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6-12 CMR-накладной следует записать наименования, номера и даты прилагаемых документов, а в прилагаемых документах должна содержаться ссылка на CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления. 

  • Графа 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)» — наименование, адрес и другие реквизиты таможни, где будет происходить таможенное оформление груза. Обязательно должны быть указаны: код таможенного поста и номер действующей лицензии. Здесь же могут быть указаны инструкции Отправителя, например, о необходимости помещения груза на транзитный склад и прочие указания по обработке груза.

В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза. Перевозчику необходимо знать, что если отправитель объявляет стоимость груза выше предела, установленного ч. 3 ст. 23 Конвенции КДПГ, то объявленная стоимость заменяет установленный Конвенцией предел ответственности перевозчика (25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 900-й пробы). При этом отправитель обязан выплатить перевозчику определенную соглашением сторон надбавку к провозной плате.

Кроме того, если в силу ст. 26 Конвенции КДПГ отправитель установит дополнительную ценность груза на случай его утери, повреждения или не доставления в оговоренный срок, он также должен выплатить надбавку к провозной плате.

  • Графа 14 «Возврат» — государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там. 
  • Графа 15 «Условия оплаты» — условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции. 
  • Графа 21 «Составлена в» — наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения. 
  • Графа 22 «Прибытие под погрузку. Убытие» — фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки. Эти сведения отправитель заверяет подписью (с расшифровкой) и штампом.

Перевозчик груза

Заполняет графы 16-19, 23, 25-29, куда вносит следующие данные.

  • Графа 16 «Перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс и т.д.). 
  • Графа 17 «Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками. 
  • Графа 18 «Оговорки и замечания перевозчика» — оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. 

Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, а число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанным в CMR-накладной.

Наличие либо отсутствие оговорок перевозчика в данной графе приобретает особую значимость при сдаче груза грузополучателю и выявлении каких-либо несоответствий реального состояния груза сведениям, указанным о нем в накладной. Как известно, перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату либо повреждение груза, произошедшее в промежуток времени между принятием его к перевозке и сдачей. Однако перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, если утрата или повреждение груза вызваны отсутствием, повреждением упаковки либо недостаточностью, неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест. Поэтому в зависимости именно от сделанных представителем перевозчика оговорок в графе 18 решается в дальнейшем вопрос об ответственности перевозчика.

Оговорки могут касаться:

* автотранспортного средства (автомобиль без тента, по согласованию с отправителем); 

* упаковки (груз без упаковки, упаковка повреждена, упаковка не отвечает требованиям); 

* количества, маркировки грузовых мест (проверить невозможно по причине:

  1. выполнения погрузки отправителем;
  2. погодных условий;
  3. большого количества мест;
  4. опечатания контейнера; 

* принятых грузов (груз явно в плохом состоянии, груз поврежден, груз подмочен, груз подморожен, груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность заявителя); 

* обработки, погрузки, сохранности, разгрузки: 

а) обработка, погрузка, сохранность осуществляются: 

  1. отправителем;
  2. водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза по требованию отправителя; 

б) разгрузка осуществляется: 

  1. получателем;
  2. водителем при атмосферных условиях с возможным повреждением груза, по требованию получателя. 

Оговорки перевозчика вписываются в первую страницу CMR-накладной, на остальных страницах они являются копиями с первой страницы.

  • Графа 23 — дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи). Если CMR-накладная на отправляемый груз подготовлена отправителем до прибытия перевозчика, то в графе 23 вместо штампа перевозчика записывается его наименование (то есть проставление штампа перевозчика не обязательно).
  • Графа 25 «Регистрационный номер» — государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку.
  • Графа 26 «Марка» — марки и модели тягача и полуприцепа.
  • Графы 19, 27-29 — информация о применяемом тарифе (сдельный, договорной), а также стоимость перевозки согласно тарифным расстояниям и дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.). При совершении перевозки на договорных началах, когда размер фрахта предварительно не устанавливается, указанные графы не заполняются.

Водитель должен начинать перевозку только после того, как отправитель подписал международную товарно-транспортную накладную. В противном случае ему следует связаться со своим представителем либо отказаться от выполнения перевозки.

Получатель груза

После доставки груза водитель представляет получателю вторую, третью и четвертую страницы CMR-накладной. Получатель обязан заполнить на всех страницах графу 24 «Груз получен»: указать дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп) (обязательно!), которыми удостоверяется факт приема груза.

Страница CMR-накладной «2 Экземпляр для получателя» остается у получателя груза, а третья и четвертая («3 Экземпляр для перевозчика», «4 Для расчетов») возвращаются перевозчику.

Любая международная автотранспортная перевозка сопровождается оформлением документа, содержащего информацию о товаре, грузоотправителе, перевозчике и грузополучателе. Одним из таких документов является накладная CMR. Рассмотрим, в каких случаях она оформляется, порядок заполнения, возможные ошибки, а также какие существуют альтернативы этого документа.

cmr - что это и как оформляется

В послевоенное время, когда Европа начала активно устанавливать торговые отношения, появилась потребность в стандартизации условий автоперевозок и правовой защите участников договора.

Ответом на эту необходимость стало принятие 19 мая 1956 года в Женеве Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (далее Конвенция). Её участниками стали 58 государств. Россией Конвенция ратифицирована 2 сентября 1983 года.

Конвенция регулирует правила осуществления автоперевозок и оформление юридических отношений между тремя участниками договора – отправителем, перевозчиком и получателем, если перевозка осуществляется по территории стран-участниц Конвенции. Подтверждением договора о перевозке как раз и является транспортная накладная CMR.

2. Что такое CMR, определение

CMR (фр. convention relative au contrat de transport international de marchandises par route) — если коротко, это международная транспортная накладная.

Международная транспортная накладная CMR – это универсальный товаросопроводительный документ, применяемый во всех странах, присоединившихся к Конвенции, при коммерческих перевозках грузов автомобильным транспортом.

3. Для чего нужна CMR

CMR-накладная оформляется в случаях:

  1. если перевозка международная;
  2. при доставке товара автомобильным транспортным средством;
  3. перевозка является коммерческой (за определённую оплату);
  4. пункт отправления и пункт назначения расположены на территории государств членов Конвенции.

Если, к примеру, перевозчика вдруг остановит транспортная служба и запросит документы на перевозку и груз, он спокойно может предъявить накладную CMR. Она доказывает легальность осуществления перевозки, поскольку, согласно Конвенции, подтверждает факт заключения договора международной перевозки груза.

В накладной CMR сотрудник транспортной службы увидит всю информацию об отправителе, перевозчике и получателе груза, наименование и количественные показатели о товаре, данные о перевозчике, транспортном средстве, размере и условиях оплаты по договору, поскольку CMR является универсальным товаросопроводительным документом.

Также сотрудник транспортной службы сможет ознакомиться с маршрутом перевозимого груза, поскольку в накладной CMR по мере осуществления перевозки делаются отметки о передаче товара от отправителя перевозчику или экспедитору и от перевозчика получателю. Кроме того, в накладной CMR ставятся таможенные штампы.

Таким образом, если накладная CMR заполнена без ошибок, у сотрудника транспортной службы не возникнет вопросов к перевозке и товару. Кроме того, в случае возникновения споров между участниками договора перевозки, накладная CMR является незаменимым документом. Она служит основанием для предъявления претензий и разрешения споров участников перевозки. CMR – первый документ, который будет требовать суд при разбирательстве.

Также следует отметить, что накладная CMR является подтверждением:

  • обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров и оказании транспортно-экспедиторских услуг, связанных с их перевозкой (письмо Минфина от 22.06.2018 № 03-07-08/42845);
  • расходов, связанных с международной грузоперевозкой (письмо Минфина от 18.01.2019 № 03-03-06/1/2116).

4. Форма CMR

Конвенция не устанавливает единой формы накладной CMR, в ней прописан только перечень обязательных реквизитов:

  1. место и дата ее составления;
  2. имя и адрес отправителя;
  3. имя и адрес транспортного агента;
  4. место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки;
  5. имя и адрес получателя;
  6. принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;
  7. число грузовых мест, их особая разметка и номера;
  8. вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
  9. связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза);
  10. инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и другие;
  11. указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным настоящей Конвенцией.

В случае необходимости накладная должна также содержать следующие указания:

  • запрещение перегрузки груза;
  • расходы, которые отправитель принимает на свой счет;
  • сумма наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза;
  • заявление стоимости груза и сумма дополнительной ценности его при доставке;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
  • дополнительный срок выполнения перевозки;
  • перечень документов, переданных перевозчику.

Договаривающиеся стороны могут внести в накладную любое иное указание, которое будет ими признано необходимым.

Форма международной транспортной накладной (CMR) и инструкция по ее заполнению рекомендованы Письмом ФТС России от 02.05.2012 N 04-30/22006. В приложении к нему можно найти инструкцию о порядке оформления и скачать готовый бланк накладной CMR, разработанный Министерством транспорта и коммуникаций Белоруссии.

5. Требования к заполнению и порядок оформления CMR

Накладная CMR оформляется не менее чем в 7 (семи) экземплярах:

  • Отправителю — 1 (один) экземпляр ;
  • Водителю — 1 (один) экземпляр для получателя;
  • Водителю — 2 (два) экземпляра для перевозчика;
  • Водителю — 3 (три) экземпляра для таможенных органов.

Экземпляров может быть больше, например, если груз отправляется на нескольких машинах. CMR оформляется для каждой, если перевозимый груз предназначен для нескольких покупателей. Все экземпляры в обязательном порядке должны быть заверены подписями и печатями (штампами) отправителя, подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).

Кроме первого экземпляра CMR, который остается у отправителя, остальные передаются перевозчику и сопровождают груз во время перевозки:

  1. Один экземпляр сдается водителем (экспедитором) получателю. Она служит подтверждением факта получения (доставки) груза;
  2. два экземпляра, заверенные подписями и печатями (штампами) получателя груза, остаются у перевозчика. Одну CMR-накладную перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику-плательщику перевозки (отправителю, получателю, экспедитору), а другую прилагает к путевому листу (она является основанием для учета оказанных транспортных услуг и начисления заработной̆ платы водителю);
  3. все остальные экземпляры CMR-накладной предназначены для заполнения таможенными и другими органами. Количество дополнительных страниц накладной определяется условиями перевозки.

5.1. Опасный груз

Если груз относится к категории «опасных», необходимо заполнить графу 6 накладной CMR «знаки и номера». Необходимо указать класс опасности согласно Европейскому соглашению о международных грузоперевозках.

5.2. Сдельные ставки

Графы 19, 27-29, как правило, не заполняются, так как грузоотправители предпочитают работать со сдельными ставками, когда размер вознаграждения перевозчика установлен предварительно, а не с договорными, и потому не визируют выполненные операции повторно.

5.3. Точность в CMR — места, разметка и номера

Согласно ст. 8 Конвенции, при принятии груза перевозчик обязан проверить точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров. Если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии. Поэтому в зависимости именно от сделанных представителем перевозчика оговорок в графе 18 решается в дальнейшем вопрос об ответственности перевозчика.

5.4. Язык заполнения

Относительно языка заполнения, если транспортировка груза осуществляется в пределах стран СНГ, накладную CMR можно заполнять на русском языке. В случае, если одной из сторон договора является европейская или азиатская компания, накладную CMR следует заполнять на английском языке или на языке страны, где выполняется доставка. Но для таможенных органов необходимо будет подготовить экземпляр CMR на русском языке.

5.5. Ошибки в оформлении CMR

В большинстве случаев сложности возникают у компаний именно из-за неправильного или неполного заполнения накладной CMR. Рассмотрим самые распространенные ошибки в оформлении:

  1. Неверно указан адрес доставки. В накладной CMR указываются юридические адреса грузоотправителя и получателя, а также фактические адреса загрузки и выгрузки товара. В результате ошибки при заполнении адресов перевозчик может привезти товар не на склад, а прямо под двери офиса покупателя;
  2. Отсутствие отметки о дате или времени загрузки (выгрузки). Задержки загрузки (выгрузки) товара могут привести к нарушениям сроков поставки. А ответственность за подобное нарушение обычно прописывается в договоре с перевозчиком в весьма значительных размерах. Если отсутствуют отметки о дате или времени загрузки (выгрузки), могут возникнуть проблемы в определении виновной стороны;
  3. Неверно указан код товара. Ошибка в указании кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (сокращенно ТНВЭД) обязательно вызовет проблемы во время проверки таможенными органами на границе. В этом случае придется вносить изменения в документацию, что может привести к дополнительным расходам или даже нарушению сроков поставки;
  4. Не указаны характеристики груза (вес, объем). Данная информация необходима для сдачи таможенной статформы получателем груза. Её отсутствие в накладной CMR приведет к временны́м издержкам, ведь придется запрашивать информацию у поставщика и ждать ответа от него.

6. Кто отвечает за оформление CMR

Оформлением CMR занимаются перевозчики и отправители груза. Если коротко, то выглядит процесс так:

  1. Отправитель (грузоотправитель) передает груз перевозчику. Отправитель заполняет часть CMR, указывая информацию о грузе, получателе и других важных данных;
  2. Перевозчик берет на себя ответственность за доставку груза. Перевозчик также подписывает CMR, подтверждая, что груз был получен и согласен с условиями перевозки;
  3. Получатель получает груз. Он может быть указан в CMR, но сам по себе не участвует в его оформлении.

А теперь подробнее. Любой бланк CMR имеет собственный порядковый номер для внесения в систему информации о рейсе. Надежнее всего довериться логистической компании, которая специализируется на автоперевозках (в том числе международных) и имеет опыт работы с документацией. Безусловно, подготовку CMR может взять на себя сам поставщик или же прибегнуть к услуге по экспедированию груза – в таком случае сопровождающий ответственен и за анкеты для таможни.

Пустой бланк CMR распечатывают самостоятельно или в типографии, вносят информацию в соответствии с полномочиями и подготавливают копии для других участников сделки, после чего прикладывают к документации водителя. Позже отметки вносят при пересечении государственных границ и получении груза.

Отметим, что форма CMR включает в себя 29 граф. Каждый из участников сделки имеет на руках несколько оригиналов, чтобы проставить подтверждение (личная подпись и штамп организации) по мере преодоления маршрута.

Оформление накладной CMR начинает отправитель груза. Он заполняет графы 1-15, 21 и 22. По мере продвижения груза по маршруту в графах 16-19, 23, 25-29 перевозчик ставит свои отметки. Завершает оформление получатель груза, ставя свою отметку в графу 24 «Груз получен».

Таким образом, отправитель отвечает за графы о том, что конкретный товар в надлежащем состоянии убыл в определенное время, а получатель – о получении в соответствующем виде. Грузоперевозчик отмечает данные в путевом листе с данными водителей. Все три блока описывают сроки прибытия и отправки, которые подтверждает или корректирует сотрудник таможенного пункта.

7. Последствия неправильного заполнения CMR или её отсутствия

Международная транспортная накладная — документ, фиксирующий выполнение договорных условий в сложной среде пересечения границ. Порассуждаем, какая может наступить ответственность в случае неверного заполнения этого документа или его отсутствия.

Отправители и получатели груза могут предъявить претензии перевозчику за несвоевременную доставку или порчу товара. Перевозчик будет обязан возместить убытки, понесенные сторонами сделки. При этом перевозчик освобождается от ответственности за утрату, повреждение или просрочку доставки груза, если докажет, что это произошло по причинам, указанным в статье 17 Конвенции. Неправильное оформление CMR может стать основанием для признания вины перевозчика. Или, наоборот, внимание к деталям заполнения накладной со стороны отправителя и несоблюдение условий перевозчиком станет причиной обращения в суд.

В зависимости от страны, через которую проходит груз, перевозчик может столкнуться с штрафами за неправильное оформление документов или отсутствие CMR. Размер штрафов зависит от законодательства конкретной страны.

Если таможенная служба РФ обнаружит ошибки в CMR, это может повлечь задержку груза на границе до исправления всех ошибок. Это приведет к дополнительным затратам на хранение товара и возможным потерям прибыли. В случае серьезных нарушений, связанных с отсутствием необходимых документов, таможенные органы могут конфисковать груз до устранения проблем с документацией.

Если транспортная инспекция РФ обнаружит ошибки или отсутствие CMR, то они могут привлечь водителей к административной ответственности по ст.11.27 КоАП РФ, а именно осуществление перевозки без соответствующего транспортного документа.

Не стоит забывать о том, что неправильно оформленная CMR может потребовать повторного оформления документа, что увеличит транспортные расходы. В некоторых случаях перевозчики могут даже лишаться права на осуществление международных перевозок, особенно если нарушения носят систематический характер.

В свою очередь нарушения в оформлении CMR могут негативно сказаться на репутации компании-перевозчика среди клиентов. Потеря доверия может привести к сокращению объемов работы и уменьшению числа заказов.

7.1. Заказчик педантично заполнил CMR, а перевозчик не соблюдал ее требования

Компания1 с апреля 2022 г. по январь 2023 г. выполнила 5 перевозок для Компании2, а в последней допустила ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке. Компания1 приняла груз, а именно мицелий гриба весом 22 тонны стоимостью 2,4 млн. рублей к перевозке. 

Заказчиком был выявлен факт порчи (гибели) груза полностью, о чем составлен акт. Водитель от подписания акта о несоответствии товара отказался. При этом видимых повреждений прицепа не обнаружено: состояние тары и упаковки, маркировка мест, товара и тары не имеют внешних повреждений, целостность не нарушена. При вскрытии прицепа был выявлен резкий кислый запах. Перед выгрузкой товара проведен температурный контроль груза, по результатам которого зафиксировано превышение температуры груза, а при вскрытии гарной упаковки обнаружено прорастание мицелия.

Перевозимый груз сопровождался самописцем (температурным датчиком), которым фиксировалось в процессе транспортировки постоянное превышение температурного режима от установленного в акцептованной сторонами заявке, в которой предусмотрен допустимый температурный режим от 0 до +2 градусов Цельсия. Существенное нарушение допустимого температурного режима выявлено самописцем в процессе транспортировки. Дальнейшее использование мицелия гриба невозможно, гак как мицелий погиб.

Компания1 несет ответственность за сохранность перевозимого груза с момента его принятия у грузоотправителя и до момента его сдачи грузополучателю. В целях возмещения убытков Компании1 была выставлена претензия. Порча груза подтверждалась актом, фотоматериалами и распечаткой «Отчета регистратора температуры» с термодатчика, о чем проставлена отметка в Международной накладной.

Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции. Применение Конвенции не зависит от местожительства и национальной принадлежности заключающих договор сторон.  Поскольку перевозка груза была осуществлена в международном сообщении, так как страна погрузки — Турция, а страна разгрузки — Россия, к спорным правоотношениям также применяются нормы КДПГ.

При принятии груза перевозчик обязан проверить: а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; б) внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок действует презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной. Согласно пункту 1 статьи 17 КДПГ перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, произошедшее в промежуток между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.  Таким образом, отметки грузополучателя о поступлении груза с потерями / повреждениями и указанием на состояние груза проставлены в момент его приема в накладных в присутствии перевозчика (водителя транспортного средства, доставившего груз).

Таким образом, Ответчику причинены убытки, то есть неблагоприятные имущественные последствия (потери), выраженные в денежной форме, а именно в стоимости утраченного груза оплаты за перевозку, таможенные сборы и пошлины (дело № А40-138148/23).

7.2. Налогоплательщик пытался получить вычет по НДС по спорному контрагенту, но данные из CMR выявили реальную картину

ИФНС проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 4-й квартал 2018 года, представленной Налогоплательщиком 25.01.2019, с заявленным к возмещению из бюджета налогом в сумме 15 млн. рублей. По результатам проверки и дополнений к ней, возражений Налогоплательщика ИФНС 11.02.2020 вынесен отказ о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке, в размере 2 млн. руб.

Налоговые органы обнаружили ряд нарушений: отсутствие оплаты производителем-изготовителем, неподтвержденность таможенного декларирования, взаимозависимость поставщиков и отсутствие подтверждающих документов происхождения оборудования. Дополнительно выявлено, что поставку осуществляло другое лицо, а участие основного поставщика в доставке товара не подтвердилось документально.

Налогоплательщик же настаивал на реальности сделки и добросовестности выбора контрагента, ссылаясь на свидетельские показания. Суд принял сторону налоговой инспекции, отметив недостаточность представленных аргументов налогоплательщика, поскольку представленные протоколы допросов не смогли опровергнуть другие собранные налоговыми органами материалы. ИФНС проследила фактическое движение товара и установила на основании CMR реальных перевозчиков (дело № А32-33351/2020). 

8. Альтернативы CMR

Использование накладной CMR при международных автомобильных перевозках не является единственным возможным вариантом, существуют и другие документы. Вот несколько примеров.

  1. TIR (CarnetTIR, ТИР и Книжка МДП). Представляет собой книжку с отрывными листами. При проведении таможенной проверки автомобильного транспорта лист изымается. Перевозка грузов с применением книжки МДП даёт право осуществлять международную транспортировку грузов с упрощенным досмотром.
    ТИР действует на территории стран, подписавших соответствующую конвенцию. Все книжки-ТИР именные, с уникальным номером. В РФ ТИРы продаются только через Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), туда же по окончании перевозки сдаются погашенные ТИРы. В области российского импорта ТИР применяется ограниченно, для перевозок недорогих цельных грузов с одной таможней назначения. Тем не менее он остается востребован. В Европе, как и раньше, он действует без ограничений и избавляет от многих проблем;
  2. T1 – Транзитная декларация или Северный паспорт. Т1 – это документ, являющийся таможенной (финансовой) гарантией, применяется для товаров, пересекающих территорию ЕС транзитом, или для гарантии доставки товара от границы Евросоюза к таможенному складу или внутренней таможне. Т1 – это финансовая гарантия, выставленная таможенным агентом в пользу таможенных органов ЕС, обеспечивающая гарантию уплаты в бюджет ЕС всех таможенных пошлин и сборов. Например, если товар, перемещаемый по территории ЕС по процедуре Т1 не будет доставлен от границы до таможенного поста, то агенту, который выписал T1, придется уплатить все таможенные сборы, как если бы груз был растаможен для использования на территории ЕС. На практике Т1 пользуются как альтернативной системе гарантий Сarnet TIR (МДП);
  3. EX1 – Экспортная декларация. EX1 – это документ, подтверждающий факт вывоза товара за пределы ЕС заверенный таможенными органами. Важен не сам факт наличия EX1, а важны отметки таможней в EX1, подтверждающий вывоз товара за пределы ЕС. Именно отметка таможни EX1 дает право продавцу товара в ЕС на возврат/неуплату внутриевропейского НДС (VAT). Декларация ЕХ1 должна сопровождать грузы европейского происхождения, следующие со склада продавца из ЕС за пределы стран ЕС. Декларация ЕХ1 оформляется поставщиком, агентом поставщика или перевозчика (экспедитора), которые имеют на это соответствующие полномочия. В EX1 могут быть указаны не только товары, произведенные в EC, но и в других странах. Аналогично и по Т1 могут перевозиться европейские грузы.

9. Итоги

CMR — это универсальный товаросопроводительный документ, применяемый во всех странах, присоединившихся к Конвенции, при международных коммерческих перевозках грузов автомобильным транспортом. Документ содержит максимально полную информацию об участниках сделки и грузе. Она необходима для защиты участников договора о перевозке от различных неприятных ситуаций. Ответственность за правильность заполнения накладной в большинстве случаев несет отправитель груза. Несоответствие фактического положения дел с информацией, содержащейся в CMR, вызовет проблемы непосредственно у перевозчика при досмотре груза и транспортного средства на таможне. Поэтому за правильностью заполнения накладной внимательно следят как представители отправителя, так и представители перевозчика (или экспедитора), тщательно проверяя друг друга. Есть и альтернативы CMR — TIR, T1, EX1.


Фирммейкер, январь 2025 (следим за актуальностью)
Надежда Зайцева
При использовании материала ссылка обязательна

Ведём бухучет — простой и сложный

Консультации бесплатные

Оставить заявку

Международная товарно-транспортная накладная (CMR) — это документ, который используется для оформления международных грузоперевозок по дороге. Процесс составления CMR может различаться в зависимости от требований законодательства и регламентирующих органов, но обычно включает следующие шаги:
Шаг 1: Получите необходимую информацию 
Перед тем как начать составление CMR, вам понадобится следующая информация: наименование товаров их ТН ВЭД, количество поддонов/коробок/биг-бэгов и т.д., единицы измерения килограммы/метры кубические, стоимость, адрес отправителя/получателя, дату и место передачи товаров, регистрационные номера транспортного средства, а так же печать перевозчика.
Необходимую информацию для заполнения накладной вы можете взять из инвойса, упаковочного листа, а так же из инструкций от отправителя или получателя груза. 
Шаг 2: Определите форму CMR
Определите форму CMR в соответствии с требованиями законодательства.
Обычно это стандартная форма CMR, которая содержит разделы для заполнения информации о грузе, транспорте, отправителе и получателе.
CMR накладную можно заполнить на компьютере и распечатать, или же заполнить вручную обычной шариковой ручкой. 
Шаг 3: Заполните все обязательные поля
Заполните все обязательные поля CMR. Обычно это включает в себя: дату составления и населенный пункт составления, наименование и адрес отправителя, адрес получателя, описание товаров, количество и единицы измерения, стоимость, место таможенной очистки, номера инвойсов и дополнительные инструкций для перевозчика.
Так как все поля в накладной пронумерованы, вам не составит труда заполнить согласно инструкциям приведенным ниже.
Поле номер 1: Отправитель (Наименование компаний ее адрес и страна регистраций)
Поле номер 2: Получатель (Наименование компаний ее адрес и страна регистраций) 
Поле номер 3: Место разгрузки груза (Населённый пункт, страна, дата)
Поле номер 4: Место погрузки груза (Населённый пункт, страна, дата) 
Поле номер 5: Прилагаемые документы (Инвойс, упаковочный лист/packing list, контракт, сертификаты и т.д.) и обязательно их номер и дату 
Поле номер 6: Знаки и номера (Если груз промаркирован номерами)
Поле номер 7: Количество мест (Количество поддонов/коробок/бухт/биг-бэгов/еврокубов)
Поле номер 8: Род упаковки (Коробки, поддоны, биг-бэги и другие виды упаковок груза)
Поле номер 9: Наименование груза (Посуда, Мебель, Строительные материалы и т.д.)
Поле номер 10: Номер ТН ВЭД (Товарная Номенклатура Внешнеэкономической Деятельности)
Поле номер 11: Вес Брутто кг. (Указываете в цифрах фактический вес груза вместе с упаковкой)
Поле номер 12: Объём в м3 (Укажите в цифрах объём в метрах кубических, если такая информация есть)
Поле номер 13: Указания отправителя (Название и код таможни назначения или пересечения границы)
Поле номер 14:Указания оплаты фрахта (Не обязательный пункт, его обычно не заполняют вообще)
Поле номер 15: Возврат (Не обязательный пункт, его обычно не заполняют вообще)
Поле номер 16: Перевозчик (Наименование, адрес и страна регистраций транспортной компании)
Поле номер 17: Последующий перевозчик (Наименование, адрес и страна регистраций транспортной компании, обычно туда ставит печать экспедиторская компания)
Поле номер 18: Оговорки и замечания перевозчика (В случае если вам грузят поврежденный товар, вес груза больше заявленной, водителя не допустили к погрузке, перегруз по осям прицепа и т.д.)
Поле номер 19: Подлежит оплате (Этот пункт касается расчёта транспортных услуг, его обычно не заполняют)
Поле номер 20: Особые согласованные условия (В случае если есть особые условия перевозки)
Поле номер 21: Составлена в (Указывается населенный пункт составления накладной, и точная дата месяц год, это поле обязательна к заполнению)
Поле номер 22: Прибытие под погрузку (Отправитель обязан ставить свою печать и подпись) 
Поле номер 23: Номер путевого листа, фамилия водителя, подпись и штамп перевозчика.
Поле номер 24: Груз получен (Дата, время, подпись, должность и печать получателя груза)
Поле номер 25: Регистрационные номера (Номер тягача, полуприцепа) обязательна к заполнению
Поле номер 26: Марка (Марка тягача, полуприцепа) не обязательна к заполнению
Поле номер 27: Тариф I (Не обязательный пункт, его обычно не заполняют)
Поле номер 28: Тариф II (Не обязательный пункт, его обычно не заполняют)
Поле номер 29: Тариф III (Не обязательный пункт, его обычно не заполняют) 
Шаг 4: Подпишите CMR
Подпишите CMR и внесите печать организации. Подписи должны быть сделаны на каждой странице документа. 
Шаг 5: Отправьте CMR с грузом
Отправьте CMR вместе с грузом. Копию документа необходимо оставить у себя, а оригинал передать водителю транспортного средства.
Водитель должен иметь этот документ на протяжении всего маршрута и предъявлять его при необходимости.
Важно помнить, что правила и требования по составлению CMR могут различаться в зависимости от страны или региона, в котором вы находитесь. Поэтому всегда важно проверять требования и следовать им, чтобы обеспечить безопасную и правильную доставку ваших товаров. 
Шаг 6: Сохраните копию CMR
Сохраните копию CMR в соответствии с требованиями законодательства. Обычно этот период составляет от 1 до 10 лет, в зависимости от страны и типа товаров.
Шаг 7: Следите за грузом
Следите за грузом и убедитесь, что он доставлен вовремя и без повреждений.
Если возникнут какие-либо проблемы, свяжитесь с перевозчиком и используйте конвенцию CMR для решения проблемы.
Шаг 8: Проверьте CMR при получении груза
Если вы являетесь получателем груза, обязательно проверьте CMR при получении груза.
Убедитесь, что все данные заполнены правильно, что груз соответствует описанию в документе, и что он не поврежден.
Шаг 9: Завершите рейс
Если все данные в CMR заполнены правильно и груз успешно доставлен, завершите документ путем подписания и ставки печати. Сохраните копию CMR для своих записей.

Составление CMR может показаться сложным процессом, особенно если вы никогда не делали этого раньше.
Однако, следуя вышеприведенным шагам и проверяя требования законодательства, вы сможете успешно составить CMR и гарантировать безопасную и правильную доставку ваших товаров.
Пример пустого бланка ЦМР:
Если у вас есть вопросы, вы можете обратиться за помощью к специалистам транспортной компаний KARAVAN INTER TRANS SRL по номеру: +37379966692, или по емайлу: office@karavantrans.com

Что такое международная транспортная накладная CMR

Транспортная накладная CMR – это документ, который подтверждает контракт на перевозку груза между поставщиком, покупателем и транспортировщиком. В ней содержатся сведения о перевозимом товаре.

Международную транспортную накладную оформляют, если хотя бы одна страна из пунктов отправки-доставки грузов ратифицировала Конвенцию о договоре международной дорожной грузоперевозки от 19 мая 1956 года (КДПГ). В ней закреплены правила перемещения грузов посредством автотранспорта, которые применяются ко всем договорам подобных грузоперевозок, в том числе осуществляемых госучреждениями (п. 3 ст. 1 Конвенции).

Международная транспортная накладная CMR применяется только для автомобильных грузоперевозок. Для её оформления во всех странах используются одинаковые бланки. При вывозе груза из России документ заполняется на русском языке.

Зачем нужна CMR

Международная транспортная накладная CMR гарантирует, что в случае возникновения спора между отправителем, получателем и перевозчиком, он будет разрешён с применением норм Конвенции.

CMR-накладная выполняет следующие функции:

  • Является универсальным товаросопроводительным документом. Накладная содержит информацию об отправителе, перевозчике и получателе груза, наименование и количественные показатели о товаре, данные о перевозчике, транспортном средстве, размере и условиях оплаты по договору и другую информацию, необходимую для заключения договора о перевозке.

  • Позволяет отслеживать перемещение груза и определять ответственных за его доставку. В ЦМР по мере осуществления перевозки делаются отметки о передаче товара от отправителя перевозчику или экспедитору и от перевозчика получателю. Кроме того, в накладной ЦМР ставятся таможенные штампы.

  • Служит подтверждением того, что перемещение груза от отправителя к покупателю осуществляется на законных основаниях.

Кто и когда заполняет CMR

Международная транспортная накладная CMR заполняется при одновременном выполнении следующих условий:

  • перевозка является международной;

  • груз доставляется автомобильным транспортом;

  • транспортировка производится на платной основе;

  • место отправки или место получения товара происходит на территории страны-участницы КДПГ.

В противном случае следует оформить другой документ, отвечающий целям и задачам контрагентов.

Конвенция не применяется при перевозке:

  • почтовых отправлений;

  • личных вещей граждан при переезде;

  • тел умерших.

Это значит, что оформление накладной CMR в указанных случаях не требуется.

Международную транспортную накладную оформляют грузоотправитель и перевозчик перед отгрузкой товаров. Получатель товара ставит отметку о дате и месте получения товара.

Где взять бланк CMR

Форма CMR одинакова для всех стран-участниц КДПГ. Но в каждой стране есть свои особенности заполнения.

В России правила заполнения определяются письмом ФТС от 2 мая 2012 года № 04-30/22006. В нём же можно найти форму накладной ЦМР.

Бланк международной транспортной накладной CMR

Как заполнить накладную CMR

Отправитель заполняет графы 1-15, 21-22, перевозчик – графы 16-19, 23, 25-29. Получатель груза ставит отметку в графе 24 «Груз получен».

Основные правила заполнения международной транспортной накладной CMR указаны в приведённой ниже таблице.

Кто заполняет

Содержание графы

1-2

Отправитель

Полное наименование и реквизиты отправителя и получателя

3

Адрес, куда необходимо доставить груз

4

Место и время отгрузки

5

Список прилагаемых документов: спецификации, счета-фактуры, сертификаты и т.п.

6-12

Сведения о грузе: наименование, количество, код ТН ВЭД, класс опасности, тип упаковки и т.п.

13

Сведения о таможне, через которую будет вывозиться груз; объявленная стоимость товара.

14

Сведения о полуприцепе или контейнере и место его возврата

15

Условия оплаты в соответствии с Incoterms

16

Перевозчик

Наименование, реквизиты перевозчика и его печать

17

Последующий перевозчик

Заполняется, если в процессе доставки товара планируется его перегрузка. Указываются данные «дополнительного» перевозчика и его печать

18

Перевозчик

Различные замечания, касающиеся груза (упаковка, внешний вид и т.п.)

19

Информация о тарифах за доставку

20

По согласованию всех сторон

Особые условия (сроки поставки и расчётов, страховка и т.п.)

21

Отправитель

Место и дата заполнения документа

22

Время прибытия под погрузку и отправления загруженного автомобиля с подписью и печатью отправителя

23

Перевозчик

Сведения о водителе, его подпись и печать перевозчика

24

Получатель

Отметка о приёмке груза с указанием даты и времени прибытия и убытия автомобиля. Заверяется подписью ответственного лица и печатью получателя

25-26

Перевозчик

Сведения об автомобиле (модель, госномер)

27-29

Расчёт стоимости доставки

Если в ходе перевозки возникают ситуации, не предусмотренные типовой формой, их можно отразить графе CMR № 18. Например, водитель может указать, что упаковка груза недостаточно надёжна или повреждена. Если же претензии к состоянию товара возникнут у получателя, то он тоже должен отразить это в ЦМР.

Если графа 18 пустая, считается, что груз по умолчанию доставлен в полном комплекте, надлежащего качества и без повреждений.

Тогда в дальнейшем доказать какие-либо претензии по данной поставке будет практически невозможно.

Образец заполнения CMR

Частые ошибки при заполнении CMR-накладной

CMR – сложный документ, и ошибки при его заполнении нередки. Ответственность за них несёт тот, кто неправильно заполнил свою графу в накладной.

Неверно указан адрес

Юридический адрес отправителя или получателя и фактический адрес загрузки или выгрузки товаров не всегда совпадают. При указании адресов в соответствующих графах нужно быть внимательными, иначе товар может прибыть не на склад, а прямо в офис получателя.

Нет отметки о дате или времени загрузки

Эта информация очень важна при определении срока поставок. За нарушение сроков поставки обычно прописываются большие штрафы, поэтому сторона, вины которой в запоздалой отгрузке нет, должна следить за точным указанием даты и времени фактической загрузки товара на автомобиль.

Неверный код товара

Код товара указывается по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). С неверным кодом будет сложно пройти таможенную проверку. Внесение изменений в документ требует времени, что может привести к срыву сроков, а до этого груз и автомобиль будут находиться на складе временного хранения – разумеется, не бесплатно.

Чтобы избежать таких трудностей, на этапе заполнения ЦМР можно уточнить код товара у таможенного представителя или напрямую в ФТС.

Электронные накладные e-CMR

В 2008 году был подписан дополнительный протокол к CMR Конвенции о статусе электронной накладной. Протокол не исключает бумажные накладные, а вводит возможность использования документа либо в электронном, либо в традиционном виде.

На сегодняшний день дополнительный протокол к Конвенции ратифицировали 34 страны. Россия присоединилась к нему в 2018 году. Это не значит, что обмен электронными ЦМР уже идёт полным ходом между всеми государствами-участниками.

Обмен e-CMR внедряется постепенно. С 2020 года проводился пилотный проект по обмену электронными ЦМР между Россией и Республикой Беларусь. В ходе пилотного проекта были «обкатаны» различные сценарии грузоперевозки, опробованы разные форматы электронной ЦМР, протестирована возможность подписания документа электронными подписями двух государств с участием доверенной третьей стороны (ДТС).

В России с 1 сентября 2022 года введена электронная форма транспортной накладной ЭТрН. Сейчас её можно применять по желанию, но Минтранс планирует перевести все грузосопроводительные документы в электронный вид, а это значит, что рано или поздно они станут обязательны для всех.

Перевод грузосопроводительных документов в электронный вид связан с внедрением ГИС ЭПД – государственной информационной системы электронных перевозочных документов. Её цель – сделать грузоперевозки более прозрачными и безопасными, снизить риск потери документов и ошибок в процессах, упростить проверки – контролирующие органы смогут получать информацию из ГИС, не запрашивая документы у участников грузоперевозки.

Обменивайтесь электронными перевозочными документами в сервисах от аккредитованного Минтрансом оператора ИС ЭПД «Калуга Астрал». Решение «1С-ЭПД» работает во всех популярных конфигурациях 1С. Обновите вашу учётную систему и начните обмениваться ЭПД с вашими контрагентами. Сервис поддерживает все установленные ФНС форматы ЭПД, а также обмен неформализованными документами.

«Платформа ЭПД» – интеграционное решение, которое встраивается в учётные системы пользователей для бесшовной работы с электронными документами. Оно позволяет обмениваться электронными перевозочными документами между участниками перевозки и передавать данные в ГИС ЭПД, а также вести документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.

В 2023 году российский стандарт ЭТрН планируют состыковать с е-CMR, чтобы обеспечить бесшовность применения ЭПД для международных перевозок. Сейчас тестируется взаимодействие российского и белорусского стандарта в е-CMR. В пилоте участвуют Сбербанк и Фонд «Центр стратегических разработок». Проект должен завершиться в следующем году.

Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса

Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте

Оставьте контактные данные

И наши специалисты свяжутся с вами и расскажут все об электронном документообороте!

Экспортно-импортные операции — весьма сложная сфера бизнеса. Кроме всего прочего, они сопровождаются рядом специфических документов. Один из них — накладная на международные перевозки CMR (ЦМР). Рассмотрим, в чем ее отличие от обычной ТТН и как правильно заполнять этот документ.

Можно сказать, что CMR — это товарно-транспортная накладная (ТТН) международного образца. Но «функционал» этого документа намного шире, чем у знакомой всем внутренней ТТН. ЦМР, в отличие от типовой ТТН, содержит не только сведения о поставщике, покупателе и грузе, но и множество другой дополнительной информации: сроки и особые условия поставки, информацию о таможенном оформлении и т.п.

Поэтому правильнее будет понимать, что CMR — не подвид ТТН, а форма многостороннего соглашения, связанного с осуществлением международных перевозок.

ЦМР должна обеспечить соблюдения всеми участниками перевозки требований конвенции от 19.05.56 «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)». Сама аббревиатура CMR соответствует сокращенному наименованию этого договора на французском языке.

На сегодня КДПГ (а значит и CMR) действует на территории более чем 50 государств, в т.ч. — практически во всех европейских странах. СССР подписал конвенцию в 1983 году, РФ в этом смысле является его правопреемником. Бывшие союзные республики СССР, став независимыми государствами, также присоединились к КДПГ в индивидуальном порядке.

Кто должен заполнять CMR

В транспортировке груза задействованы три стороны: поставщик, получатель и перевозчик. Все они принимают участие в оформлении международной накладной.

Оформление таможенной накладной ЦМР обязательно, если:

  1. Груз пересекает государственную границу.
  2. Хотя бы один из участников сделки является резидентом страны, подписавшей КДПГ.
  3. Для перевозки используется автомобильный транспорт.
  4. За услуги по доставке предусмотрено вознаграждение.

Не требуется использование ЦМР при:

  1. Перевозке тел умерших.
  2. Доставке почтовых грузов (она регулируется отдельными международными соглашениями).
  3. Транспортировке мебели и других вещей при переезде.

Где взять бланк CMR

Форма CMR одинакова для всех стран-участниц КДПГ. Но практически в каждом государстве разработаны свои нормативные акты, регламентирующие ее заполнение.

В России это —
письмо ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006. В приложение к этому документу и содержится типовой бланк ЦМР.

Правила оформления CMR

Правила оформления CMR регулируются (в порядке приоритетности):

  • конвенцией КДПГ;
  • действующим на территории данного государства нормативным документом о заполнении ЦМР;
  • условиями контракта.

Высший приоритет в данном случае принадлежит КДПГ. Если государство присоединилось к этой конвенции, то все противоречащие ей нормы внутреннего законодательства и условия контрактов применяться не должны.

Каких-то специальных требований к заполнению СМР (шрифты, использование определенных авторучек и т.п.) письмо № 22006 не содержит. Общие правила заполнения первичных документов указывают только на то, что запись должна делаться таким образом, чтобы обеспечить сохранность информации при хранении в архиве.

Поэтому здесь можно использовать правила заполнения деклараций и оформлять ЦМР с помощью принтера или же авторучки черного/фиолетового/синего цвета.

Наименования граф в бланке СМР, применяемом в РФ, указаны на русском и немецком языках. А заполняют документ, как правило, на языке страны отправителя.

Обычно CMR оформляют в четырех экземплярах: для поставщика, покупателя, перевозчика и проведения расчетов.

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Иногда копию ЦМР делают и для водителя. Если сделка сложная, в ней участвуют посредники, несколько перевозчиков и т.п., то для каждой «дополнительной» стороны тоже нужно изготовить экземпляр CMR.

Образец заполнения бланка накладной CMR

Рассмотрим пример заполнения бланка ЦМР:

Кто заполняет

Содержание графы

1-2

Отправитель

Полное наименование и реквизиты отправителя и получателя (без сокращений)

3

Адрес, куда необходимо доставить груз

4

Место и время отгрузки

5

Список прилагаемых документов: спецификации, счета-фактуры, сертификаты и т.п.

6-12

Сведения о грузе: наименование, количество, код ТН ВЭД, класс опасности, тип упаковки и т.п. Здесь важно отметить, что вес следует указывать брутто, т.е. вместе с упаковкой. Если номенклатура груза большая, то эту информацию можно отразить в прилагаемых документах. Тогда в графах 6-12 СМР нужно сослаться на эти документы

13

Сведения о таможне, через которую будет вывозиться груз. В этом же поле ЦМР указывается и объявленная стоимость товара.

14

Сведения о полуприцепе или контейнере и место его возврата

15

Условия оплаты в соответствии с Incoterms

16

Перевозчик

Наименование, реквизиты перевозчика и его печать

17

Последующий перевозчик

Это поле CMR задействуется, если в процессе доставки товара планируется его перегрузка. Указываются данные «дополнительного» перевозчика и его печать

18

Перевозчик

Различные замечания, касающиеся груза (упаковка, внешний вид и т.п.)

19

Информация о тарифах за доставку. Эта графа ЦМР не является обязательной для заполнения.

20

По согласованию всех сторон

Особые условия (сроки поставки и расчетов, страховка и т.п.)

21

Отправитель

Место и дата заполнения документа

22

Время прибытия под погрузку и отправления загруженного автомобиля с подписью и печатью отправителя

23

Перевозчик

Сведения о водителе, его подпись и печать перевозчика

24

Получатель

Отметка о приемке груза с указанием даты и времени прибытия и убытия автомобиля. Заверяется подписью ответственного лица и печатью получателя

25-26

Перевозчик

Сведения о транспортном средстве (модель, госномер)

27-29

Расчет стоимости доставки согласно применяемых тарифов

Несмотря на достаточно подробную форму CMR, она все равно не может учесть все нюансы, связанные с международными перевозками. Иногда возникают ситуации, не предусмотренные типовой формой. Для таких случаев служит графа CMR № 18, в которую участники сделки могут вносить свои замечания.

Например, водитель может указать, что упаковка груза недостаточно надежна, либо повреждена. Если же претензии к состоянию товара возникнут у получателя, то он тоже должен отразить это в ЦМР.

НДС в 2019 году при возврате товара поставщику

При отсутствии данных в 18 графе СМР считается, что груз по умолчанию доставлен в полном комплекте, надлежащего качества и без повреждений. Тогда в дальнейшем доказать какие-либо претензии по данной поставке будет практически невозможно.

Чем грозят ошибки в CMR и как их избежать

Неверное заполнение международной автомобильной накладной ЦМР может привести к проблемам как с государственными органами, так и в отношениях с партнерами по сделке.

Пример

Если не совпадают данные о товарах в инвойсе и CMR, то такой груз не пройдет таможенный контроль, а к владельцам могут быть применены штрафные санкции.

Также ошибки в ЦМР влекут за собой и конфликтные ситуации при приемке товара, расчетах между продавцом, покупателем и перевозчиком.

Как было показано выше — документ достаточно сложен, к тому же заполняется, как минимум, тремя сторонами сделки.

А если перевозчиков несколько, а в исполнении контракта задействованы посредники, то участников заполнения формы может быть еще больше. Следовательно — возрастает и вероятность появления ошибок.

Чтобы учесть все особенности заполнения ЦМР, необходимо быть опытным специалистом в сфере международной торговли.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Венотоник форте инструкция по применению таблетки
  • Акридерм синий тюбик инструкция по применению
  • Газовая плита darina 1as gm521 001 w инструкция
  • Ремонт китайской автономки своими руками пошаговая инструкция
  • Мультиварка поларис инструкция по применению на русском pmc 0506ad